Жизненная позиция

01 октября 2022 г. в 21:55

Статья в разработке

Жизненная позиция — проявляющееся в мыслях, высказываниях, делах и поступках, общее отношение (целостное, системное) человека к окружающему миру, людям и самому себе. Не просто способность, а готовность действовать определенным образом.

Например, ответственность — это способность нести жизненную нагрузку. Позиция ответственности — это готовность себя этим нагружать.

Примеры жизненных позиций:

«Я там, где я нужен!», «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

«Я — автор (действующее начало) своей жизни, своих выборов и свои поступков, я отвечаю за то, что я делаю и что со мною происходит». Либо: «События моей жизни определяются разными обстоятельствами. С них — и спрашивайте... А что я могу?»

«Мной движет нечто, я совершенно не представляю, что будет, я в полной темноте и чувствую, словно через меня течет поток воды, течет издалека и утекает вдаль. Я просто водопроницаемый. Сам по себе я ни к чему не причастен, так же как источник не причастен к воде, которая просто течет через него...»

Влияют чаще те, кто находится в активной жизненной позиции, в позиции Ангела, ответственности и Творца. См.

Защищаются чаще те, кто находится в пассивной жизненной позиции и в позиции Жертвы. Смотри Защита

Жизненные позиции в транзактном анализе

В транзактном анализе жизненные позиции описываются в типологии «О’К Коррал» (Э. Берн, Ф. Эрнст), выделяющую четыре установки отношения к себе и к другим людям: 1) Я — О’К; Ты–О’К; 2) Я — не О’К; Ты — О’К; 3) Я — О’К; Ты — не О’К; 4) Я — не О’К; Ты — не О’К. См.

Жизненная позиция, личностная позиция, социальная позиция личности

В личностной позиции можно выделить следующие жизненные позиции: изоляцию, Я-центрацию, Я-другой — интеграцию, другой-центрацию, слияние (»Педагогическая психология воспитания» — О.В. Лишин).

В социальной позиции можно выделить пять типов жизненной позиции: отчуждение, нарциссизм, эгоизм, гуманизм, альтруизм, конформизм. (Магомед-Эминов М.Ш. «Трансформация личности». М., 1998. С. 400-411).

  • Жизненные ценности
  • Внутренняя позиция

Комментарии (3):

Гость, 09 сентября 2014 г. в 15:41
То, что меня не касается - вне моей компетенции.
1 ответ
Н.И. Козлов, 09 сентября 2014 г. в 16:49
Кажется, более продуктивна другая формулировка: "То, что вне моей компетенции - меня не касается".
Гость, 17 июля 2017 г. в 13:22

Согласно Эрику Берну, формирование сценарного решения Я «хороший» или Я «плохой» происходит в возрасте от 2-х до 3-х лет, тогда и формируется жизненная позиция личности.

Материалы по теме:

Картинка к "«Я должен» или «Я выбираю?»"
31 дек. 2009 г.
«Я должен» и «Я выбираю» – две разные, взаимодополняющие друг друга жизненные позиции.
0Подробнее →
Картинка к "Педагогическая психология воспитания - О.В. Лишин"
01 окт. 2022 г.
Почти 60 лет назад А.С. Макаренко в статье «Цель воспитания», помещенной в газете «Известия», следующим образом высказался о задачах советской педагогики: «В начале революции наши педагогические писатели и ораторы, разогнавшись на западно-европейских педагогических трамплинах, прыгали очень высоко и легко «брали» такие идеалы, как «гармоническая личность».
Картинка к "Влияние, воздействие"
01 янв. 2004 г.
Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, намеренное и случайное, правомерное и и выходящее за рамки цивилизованных отношений... 
Картинка к "Выбор"
01 окт. 2022 г.
Ответственное по последствиям решение между двумя или более альтернативами. 
Картинка к "Защита"
01 окт. 2022 г.
Защита - ответ на враждебное воздействие (или воздействие, которое увиделось как враждебное). Противоположность защиты - нападение, противоположность защиты и нападению - сотрудничество (дружественность вместо враждебности) или послушность вместо защиты и бунтарства.