Как выбирать информацию, которая сделает меня умнее

13 ноября 2017 г. в 10:04

Автор: Э.В. Гончарова, психолог, коучВидеоблог на YouTube

Для того, чтобы наметить, что поможет нам становиться изо дня в день умнее, мы проясним с вами: ум, то есть интеллект - это что?

Есть такое выражение: Мозги — не брови, если их нет, то не нарисуешь.

Многим это ограничивающее убеждение дает индульгенцию на расслабление: дескать, не дал Господь мозгов, можно и не тужиться, не нарисуешь же за Всевышнего.

Правдиво ли это утверждение с точки зрения нейрофизиологии?

Давайте разберемся.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​1. Мозги есть у всех. Это задокументированный хирургами и патологоанатомами факт.

2. Не у каждого развит интеллект. Да, это фактически наблюдаемо.

А что именно-то не развито? Количество мозга не выращено до нужных размеров? Кому-то два килограмма отвесили, а кому-то пятьсот граммов? Да примерно одинаково нам всем отвесили, а интеллект у нас у всех разный, увы... Что так?

Интеллект - это количество нейронных связей в нашем мозгу, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЕТ САМ!

Сам рисует: сам составляет нужную карту топонимов, где вместо географических названий человек записывает необходимые ему умения и навыки. А чтобы эти умения и навыки проявлялись в жизни, человек рисует и методично продалбливает в мозгу нужные нейронные дорожки, соответствующие тому или другому намеченному им "топониму", создает сам сильную нейронную сеть. От рождения в черепной коробке есть только мозг, да небольшая нейронная сеть с минимальным количеством центров , отвечающиж за сосание, выделение и другие физиологические функции.

Сильная (то есть, масштабная и с хорошей электрической активностью ее центров) нейронная сеть - это и есть развитый интеллект. Который кто-то из нас нарисовал себе, работая над этим с первых месяцев своего рождения, а кто-то не нарисовал, поверив в такое ограничивающее убеждение - что интеллект или есть, или нет.

Если физиологических повреждений мозга нет, то сильный интеллект достижим для очень и очень многих из нас!

Часто говорят, что мы мозги используем на десять процентов. Это неправда! Свои мозги мы используем на все сто процентов! Но с разной степенью эффективности.

Наши мозги - это как чистое поле: пока его не вспашешь урожая не будет!

Если мы на своем мозговом поле проложили только две-три борозды, то мы полностью это поле и используем, в масштабе двух-трех борозд! И жизненные результаты будут только на эти две-три борозды, которые мы пропахали.

А если проложили 2333333333333... триста тридцать три борозды, то результаты и будут в соответствии с этим количеством нейронных дорожек!

И как же их прокладывать?

Необходимо ежедневно: знания переводить в опыт!

В детстве мы это активно делали. Узнали (подсмотрели за родителями), повторили! Чем больше нагружали себя новым опытом, тем больше умнели.

В школе: прочли, пересказали - стали умнее, развили свой речевой центр. Не пересказали, поездили только на своем умении читать, ничего не развили. Подняли руку в школе, вызвались к доске - развили опять новые центры, передачи информацию на публику, управления своим стрессом, который возникает при первых публичных ответах. И так далее...

А сейчас?

Мы что-то прочли, что-то узнали. Что в связи с этими новыми знаниями нового мы сделали? Ничего???? Значит, ни одной нейронной дорожки не проложили. Ни на йоту не поумнели. Катаемся на старых навыках - коих применяем в количестве два-три... и - мозги плесневеют, то есть, даже те нейронные дорожки, которые были, зарастают. Не возникает там электрической активности. А значит, исчезают они с карты нашего мозга. Разрушается наш интеллект, который мы забываем - прорисовывать и прорисовывать...

Прорисовывать - это ежедневно формировать новые и укреплять наши старые навыки. Укреплять старые и формировать новые!

Чтобы у любого из нас появился новый навык, нужно создать некоторую сеть из нейронных дорожек - то есть новое знание необходимо обкатать в виде действия в разных ситуациях, с разными людьми, при разных своих эмоциональных состояниях.

Если мы потребляем знания и не знаем, как их перевести в действие - мы занимаемся чепухой! А нам кажется, что делом: типа, умнеем...

Вот-вот: всего лишь "типа..."

Как, например, можно перевести в действия знания из этой статьи?

Что в этой статье было предложено сделать?

Не подглядывая в мой ответ, скажете?

Нужно проанализировать связь между тем, что я смотрю, слушаю, читаю и тем, что я после просмотра, прослушивания, прочтения нового делаю.

После прочтения этой статьи вы постоянно делаете анализ (предложенным способом) любой поступающей к вам информации!

Если вы не понимаете, что нового вы можете делать по итогам потребления информации, меняйте источники информации.

Информация, не дающая вам четкого понимания о вашем действии - бесполезна! Она не укрепила - ни ваши старые нейронные дорожки (например, вы читали и понимали, что предлагаемым действием вы владеете, применяете) и никак не помогла начать создавать новые.

Повторю еще раз. Умнее человек становится от увеличения его нейронных дорожек в мозгу! Нейронные дорожки создаются при помощи повторяющихся оттачиваемых до автоматизма действий, которые человек включает в свою жизнь!

  • Автор Эмилия Гончарова
  • Развитие интеллекта
  • Интеллект
  • Чтение
  • Знание
  • Развитие себя

Комментарии (7):

Гость, 14 ноября 2017 г. в 11:14

После прочтения этой статьи я постоянно делаю анализ поступающей информации!!!! Спасибо!!!!!

Гость, 15 ноября 2017 г. в 11:11

А как понять: "если ничего не делаете , то вы зря прочитали книгу"? Например, читаю книгу, в которой главный герой поехал в Индию, и что, мне поехать в Индию? Приведите примеры, пожалуйста.

1 ответ
Гончарова Эмилия, 21 ноября 2017 г. в 10:42

"Если ничего не делаете - то новых нейронных дорожек не возникло!" - а зря или не зря вы читали, то это вы решайте сами! Пока мы юны - мы вначале учимся читать, затем учимся сопереживать, а затем - просто обкатываем способ приятного времяпрепровождения, способ отдыха. Именно это нужно понимать взрослым людям.

Отдых никто не запрещал. Важно, не фантазировать, что я, дескать, тут не отдыхаю, а работаю...умнею...учусь... Если учишься, то - чему? Где и как применишь новые знания? Если не знаешь, где и как применишь, то - отдыхал. А кто-то может сказать об этом занятии даже так - баклуши бил. О чтении люди не привыкли так думать, однако стоит быть внимательнее к своей деятельности. Тогда жизненные результаты будут более предсказуемы!

Гость, 22 ноября 2017 г. в 20:44

Да! Соглашусь! Саморазвитием занимаюсь ежедневно. Распространенная информация о том, что 45 (+/-) лет - пик интеллектуального развития, дальше начинается снижение. Такие люди как Т. В. Черниговская, В. В. Познер, Н. И. Козлов и др. - исключение из подобного постулата? Ещё вопрос. Если в детстве, юности (когда формируется база базовая) многие возможности развития нейронных связей упущены, но во взрослом сознательном возрасте сознательное развитие = самообразование постоянно происходил, насколько это будет гарантией оставаться умненьким в старости?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 24 ноября 2017 г. в 17:03

Не гадайте зря. Что, если я вам гарантий не дам, вы потеряете интерес жить осмысленной жизнью?? Умными остаются те, кто не выгадывает гарантии, а живут как умные, всегда в поиске и всегда думая. Присоединяйтесь, господа!

1 ответ
Лейла Т.С., Махачкала, 25 ноября 2017 г. в 02:26

Классная статья! Спасибо! Мне тоже за 50. И я тоже обучаюсь, закрепляю навыки. Рекомендации ваши беру для применения, потому что тоже хочу быть как вы и как Познер ))) Хочу успешно пользоваться мозгом, жить активной интеллектуальной жизнью. Вокруг столько интересного!

Гость, 23 ноября 2017 г. в 10:02

Спасибо, полезно! Постараюсь следовать вашему совету.

Материалы по теме:

Картинка к "Информация"
01 окт. 2022 г.
Информация - это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, помещенные в некоторый контекст; данные, как-либо оцениваемые приёмником информации (в частном случае, это может быть человек, малая группа). Как правило, получение информации связывают с уменьшением неопределенности существующего выбора; ответ на какой-либо заданный либо подразумеваемый вопрос. (При этом то, что для одних личностей (или с одной точки зрения) может быть данными, для других вполне может быть информацией).
0Подробнее →
Картинка к "Интеллект и его развитие"
01 окт. 2022 г.
Интеллект - способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи. Иногда в интеллект включают и интуицию (способность находить решение без осознанных рассуждений), иногда - только осознаваемые процессы. Интеллект вместе со знаниями и личностными составляющими (верованиями, позициями) - ум.
Картинка к "Интеллект-карта"
01 янв. 2000 г.
Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».
Картинка к "Как определять, какие книги вам читать нужно"
01 окт. 2022 г.
Чтобы чтение было на пользу, приучайте себя к дисциплине чтения… Что это значит в реальности? 
Картинка к "Как правильно вам читать выбранные вами книги?"
28 мая 2015 г.
До 18 лет нужно читать запоем, а после 18 лет чтение книг заменить выборочным чтением, поиском нужной информации.
Картинка к "Как развивать скорость мышления"
01 янв. 2005 г.
Увеличить скорость своего мышления вполне реально.
Картинка к "Новейшие теории интеллекта (ВВП)"
01 янв. 2010 г.
До 60-х годов в исследованиях интеллекта преобладал факторный подход. Однако с развитием когнитивной психологии с ее акцентом на моделях обработки информации (см. главу 9) возник новый подход. Разные исследователи определяют его несколько по-разному, но основная идея состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности (Hunt, 1990; Carpenter, Just & Shell, 1990). Информационный подход ставит следующие вопросы:
Картинка к "Виды интеллекта"
01 окт. 2022 г.
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. "Он умный?", "Как у него с головой?" и "Как у него с интеллектом?" - один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или - для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект.
Картинка к "Знание"
01 окт. 2022 г.
Знание - зафиксированная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.