Есть ли жизнь без гаджетов? Компьютерная зависимость.

Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество. Представляю читателям полученные результаты.


Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Фильм "Вести недели"

Сашу Фокина воспитывал компьютер. Результаты - впечатляют.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?

Источник: snob.ru
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 15 декабря 2013 17:36:40

Понравилась статья. Но только очень шокировал результат эксперимента. У меня дочь - 8 лет. Она может спокойно пробыть 8 - 10 часов одна (даже если я буду в соседнем помещении, но занята обращаться не будет) без всяких проблем. Если не будет заданий (обычно она занимается почти весь день), дочка будет читать и рисовать, может посмотреть в окно или смастерить что-нибудь из бумаги. Аутизма у нее нет, играть с детьми любит. Оставляла ее одну не раз, ребенок всегда спокоен и доволен, при этом она эмоционально лабильна и ВСД у нас есть.

Гость 19 декабря 2013 22:49:30

Классный эксперимент!!!

Гость 27 апреля 2014 02:32:36

Поразительный эксперимент... У меня дочери два месяца, буду надеяться что она вырастет человеком интересным и развитым, способным провести не один час без интернета... Телевизора у нас дома нет, много книг, я занимаюсь живописью, муж пишет музыку, видимо наши родители воспитали нас правильно!

Ольга 30 сентября 2014 19:50:03

Замечательный эксперимент! Замечательные результаты. Подсуну своему 19 летнему сыну - мы как раз обсуждали есть ли у него зависимость от подключения к "коллективному разуму". Да, есть. Он не играет в компьютерные игры, но наушники в ушах большую часть суток и в социальных сетях общается больше времени, чем в реальности. Очень порадовало, что нашлись участники, которые осознали проблему, повторяли опыты и добились лучших результатов. Интересно и мне как родителю найти подтверждение, что не все так безобидно, как может казаться.

Инна С. 10 июня 2015 06:35:14

Интересный эксперимент, довольно ярко описан и, конечно, заставляет задуматься о многом. Однако слабость работы - в гипотезе: "современных детей слишком много развлекают". Далее описывается, какие именно проблемы испытывают дети при отмене новых коммуникационных технологий. Но почему изначально не указано, что за контингент? "Дети, которые приходят ко мне в поликлинику" - что это за поликлиника? с каким именно проблемами туда обращаются? Если речь идет о работе психолога или психотерапевта, то, возможно, изначально у этих детей есть определенные сложности, и изъятие гаджетов совершенно не при чем. Почему не было контрольной группы? Из детей этого возраста, но какой-нибудь простой школы? Меня, например, нечеткость описания группы очень смущает, поэтому значимость выводов снижается. Второй момент - упор на то, что "современные дети" не могут справиться с одиночеством. Ну в этом случае требуется изучить работы по изучению специфики страхов и переживания одиночества у подростков "догаджевого" периода. Это не так сложно, потому что широкое распространение интернет получил всего 15 лет назад, социальные сети - и того меньше. Но проблема одиночества и умения с ним справляться вполне себе привлекала внимание специалистов и ранее. Поэтому не надо пугаться результатов эксперимента и экстраполировать его на "современных" детей в их основной массе. Следует правильно его проводить, чтобы случайный результат - а в данном описании как раз он и представлен - не смущал и не пугал.

Малинка 25 февраля 2016 00:24:00

Так получается, что половина участников просто захотели пообщаться после долгого периода одиночества (соцсети, мобильник, родители, друзья), а остальные занялись тем, чем привыкли заниматься (телек, компьютер). Первое, на мой взгляд, вполне естественно, а вот второе настораживает.

Развитие темы

Самые популярные материалы