Кривая процесса обучения (А. Бандура)

Посмотрите на график. От точки «Начало» вверх идет плавная зеленая пунктирная линия – кривая ожидаемой компетентности. То есть, человек ожидает, что его мастерство в каком-то деле будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой. А на деле получается картина, которая на графике показана синей кривой.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, идет скачок – много нового узнает, чему-то простому быстро научился. Первые успехи, оптимизм, связанный с ними. Потом, когда первый энтузиазм спадает, происходит регрессия, откат назад. Некоторые дистантники говорят: «Не вижу изменений, не понимаю, как эти упражнения улучшают мою жизнь». Это – именно про период регрессии, отката. И тут возникает точка бифуркации, которая на графике названа «Барьер преодоления». Человек либо прекращает обучение и возвращается к уровню первоначальной компетентности (ничего в жизни у него не меняется), либо делает усилие и продолжает обучение, день за днем выполняя упражнение. И его уровень растет.

Темп личностного развития индивидуален. Кто-то избавился от мусорных отрицаний за неделю, кто-то четвертый месяц продолжает прокалываться на этом детском упражнении. А с более сложными и неочевидными, такими, как «Ошибочка» и «Не играем в жертву» процесс вообще творческий. Поэтому не нужно давать строгую оценку тому, как быстро человек научился. Лучше оценивать количество усилий, которые он прикладывает в работе. Если человек честно прикладывает много усилий, а результаты неочевидны, то ему лучше задуматься о смене стратегии и способов работы, а не цели.

Вернемся к графику. В какой-то момент дистантнику кажется, что навык встроился, упражнение пора сдавать. Он чувствует себя профессионалом, делится опытом с коллегами. Упражнение сдаётся на бодрой ноте, после чего, как правило, постепенно снова начинается регрессия. Ведь концентрация внимания перемещается с этой задачи на другую. В какой-то момент нужно снова сделать усилие, пройти барьер преодоления, чтобы навык действительно встроился. Тогда наступит точка, где начнет проявляться синергетический эффект, то есть, эффективность возрастает, возникает новое понимание смысла упражнения, новые умения работают в комплексе.

Личностное развитие состоит в открытии новых возможностей и формировании новых навыков. Таким образом, можно рассматривать весь процесс личностного развития с оглядкой на Кривую Бандуры и оценивать затруднения как естественные периоды регрессии, которые позволят перейти на новый уровень компетентности только если приложить некоторые усилия.


Метафора в тему...

Работа над собой похожа на работу на огороде. Если пустить на самотек, всё зарастет сорняками по пояс. Потому что пальца и семена сорняков (негативные внушения), к сожалению, в нашей полосе всё время летают в воздухе и падают на плодородную почву человеческих душ. И прорастают и размножаются со страшной силой, если за городом не следить.

Но если ежедневно мониторить и калибровать свое душевное состояние на наличие сорняков и убирать ненужное, то в душе будут аккуратные грядочки.

Большинство людей проплывают свой огород лишь время от времени. Тогда чувствуется облегчение, и какое-то время огород имеет приличный вид. Возникает иллюзия, что так будет всегда. К сожалению, это не так. Чисто бывает только там, где убирают. Каждый день. И человек, каждое утро просыпаясь, неосознанно принимает решение, что будет расти на его огороде и, соответственно, какой урожай он будет собирать.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Лухина Татьяна 24 января 2016 07:00:49

Спасибо, очень полезный материал.

Развитие темы

Самые популярные материалы