Что подкрепляем — то и получаем. Неосознанное подкрепление в воспитании детей

01 января 2011 г. в 11:13

Авторы: психологи Н.И. Козлов, Людмила Бухтеева

Университет практической психологии

Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать.

Что усваивают дети? Первое: сталкиваться и падать — это действительно страшно, раз мама так испугалась. Второе: хочешь, чтобы тебя не ругали, а обнимали, гладили и целовали — начинай плакать!

А что будет, если в одном случае вы испугаетесь за ребенка и будете ему сочувствовать, а в другом — разозлитесь на его трусость и беспомощность? Чаще всего такой ребенок растет неуверенным и трусливым. Он таким растет, но делаете его таким — вы!

Опытные родители ведут себя по-другому. Сами они испуг показывать не будут, а если свой страх показывает ребенок, на это внимание не обращают. Всё хорошо, играем дальше! Они не поддерживают привычку ребенка бояться, они приучают ребенка к уверенному и смелому поведению.

Давайте разберемся в терминах. В статьях о воспитании и обучении детей очень часто встречается понятие «подкрепление». Что это? Подкрепление — это действие или условный сигнал, сопровождающий какое-либо действие ребенка и дающий ему информацию о целесообразности его поступка (состояния). Например, ребенок во время похода с мамой в магазин закапризничал и, получив от нее пакетик с конфетами, съел их (вкусно!) — положительное подкрепление (отлично! буду и впредь так поступать = капризничать, когда захочу конфет). Ребенок потрогал горячий утюг, оставленный случайно мамой, — ой-ой (больше ни за какие коврижки не подойду!) — отрицательное подкрепление.

Что мы подкрепляем — то мы и получаем. Плохо то, что чаще всего мы невнимательны, а наши дети этим активно пользуются.

Вот малышка. Ходить она уже научилась, но гораздо больше ей нравятся, когда ее носят на руках. Как же попасть на руки взрослых? Она подходит к взрослому члену семьи и тянет за одежду. Как на это реагируют взрослые? Берут ее на руки (положительное подкрепление). Два — три повтора, и малышка поняла: если надо забраться на руки к взрослому, надо просто потянуть за его одежду...

А вот первоклассник, его оставили дома из-за насморка. Когда об этом узнала бабушка, она тут же приехала, много сочувствовала бедному ребенку и, конечно, разрешила ему смотреть мультики. И, вы знаете, вскоре обнаружилось, что у ребенка очень слабое здоровье, он стал болеть все чаще и чаще...

Не воспитывайте из своего ребенка ипохондрика. Все действительно необходимое по уходу за ним — делайте, но не делайте ему никаких поблажек. Домашние занятия по школьным предметам делать может? Может. Вот пусть и делает, и все по порядку.

Встал, оделся, заправил кровать — сделал уроки, разделся, лег в кровать.
Каждые два часа — полоскать горло. Встал, оделся, прополоскал горло — разделся, лег в кровать.

А вот телевизор — очень опасен для неокрепшей психики ребенка.
Никаких мультиков!
Никаких телевизоров! 

И ваши дети будут здоровы.

Что подкрепляем — то и получаем.

  • Неосознанное подкрепление в воспитании детей
  • +
  • Автор Людмила Бухтеева
  • Воспитание детей

Комментарии (4):

Ксения, 01 декабря 2015 г. в 17:10
Прекрасная статья - четко, коротко и по сути изложена основная идея формирования привычек в жизни человека. Кроме того, вполне актуальна как для родителей, заинтересованных в грамотном воспитании своих детей, так и для людей, которые интересуются психологией и возможностью развивать себя.
Гость, 08 февраля 2017 г. в 03:45
Уважаемый автор! Как можно лишать больного ребёнка доступных ему радостей жизни? Когда болеешь, нельзя гулять, а всё время лежать в постели, не смотреть телевизор, не играть в компьютерные игры, очень скучно. Испробуйте ваш способ выздороветь быстрее на себе, и тогда уже советуйте, как правильно воспитывать больного ребёнка. Во время болезни человек слабеет, организму нужны силы для выздоровления, что связано с любыми позитивными мыслями, эмоциями, чувствами. У ребёнка должно быть много развлечений в жизни, + тв, и компьютер. Если ребёнок смотрит телевизор, играет в компьютерные игры больше чем 2 или 3 часа в сутки, то это уже перебор: можно читать книги, вышивать, вязать, слушать музыку, играть в настольные игры, или сделать для ребёнка героев его любимых телепередач, из цветного пластилина, бумаги + картонки. Поправляйтесь скорее!
2 ответа
Н.И. Козлов, 09 февраля 2017 г. в 07:17
Спасибо за добрый комментарий. Только - я не болею, как и мои дети. Чего и вам желаю!
Гость, 10 марта 2019 г. в 13:29

Так и будут всю жизнь искать радости в болезни...

Материалы по теме:

Картинка к "Чему мы учим наших детей, когда их не замечаем?"
01 янв. 2011 г.
Когда-нибудь, спустя годы, мама задумается: а почему мой ребенок меня не слушается?
4Подробнее →
Картинка к "Негативная поддержка подстройкой"
01 янв. 2006 г.
Иногда неточная подстройка может оказаться не только неэффективной, а прямо вредной вещью.
Картинка к "Неосознанное подкрепление в содержании и воспитании собак"
01 окт. 2022 г.
Выращивая щенка или пытаясь призвать к порядку взрослую собаку, мы порой не понимаем причину своих неудач. Почему, несмотря на утомительные еженедельные походы на дрессировочную площадку, попытки строгого отношения или ласковое обращение собака ведет себя, порой, несусветным образом и приносит Вам немало разочарований.
Картинка к "Подкрепление в воспитании детей"
19 янв. 2016 г.
Подкрепление - обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: "Что подкрепляем - то и получаем". Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними - они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка.
Картинка к "Воспитание родителят (Л. Каганов)"
01 окт. 2022 г.
Часто приходится слышать: "У меня такие плохие родители! Они совершенно невоспитанны, они не умеют себя вести, они дерзят, не считаются ни с чьим мнением, совершают нелепые и вызывающие поступки, делают все назло и постоянно огорчают меня своим поведением". Идеальных родителей нет, - отвечаю я, - а много ли времени вы уделили воспитанию родителей?