Помогающее поведение


Помогающее поведение определяется как действия, которые направлены на благо других и за которые не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. Помогающее поведение включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.

За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы помогающее поведения можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе помогающего поведения самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага другого человека.

Большая часть исследования помогающего поведения относится к условиям, при которых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что помогающее поведение обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций. См. Эффект сверхоправдания

Латанэ и Дарли разработали на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений:

  1. Случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло.
  2. После того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное.
  3. Этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство.
  4. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь.
  5. Человек должен решить, как реализовать свое решение помочь.

Пилявин и другие предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от нескольких опосредующих переменных:

  • силы переживания чувства «мы» между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним;
  • возбуждения;
  • атрибуции возбуждения;
  • воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь.

Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а также характеристики жертвы. Бар-Тал высказал предположение, что два суждения — расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему другой человек оказался в ситуации, в которой ему требуется помощь) — определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных:

  • Личностные
  • Ситуационные
  • Культурные
  • Связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи.

Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, которая включает:

  1. восприятие нуждающегося в помощи, а также определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить;
  2. образование чувства моральной ответственности;
  3. оценка затрат и выгод от возможных действий;
  4. определение и оценка возможных реакций;
  5. выбор действия.

Развитием помогающего поведения, в особенности высоконравственного, занимались 4 подхода: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории социального научения и когнитивной теории развития.

  • Эволюционный подход связан с поиском биологических и социальных условий, которые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две точки зрения: 1) альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции; 2) альтруистическое поведение является продуктом социокультурной эволюции: человеческие существа эгоистичны по своей природе, однако социальная эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или общества.
  • Психоаналитический подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства.
  • Согласно подходу с позиций теории социального научения, помогающему поведению научаются в процессе взаимодействия с социальным окружением. В качестве условий, способствующих приобретению помогающего поведения, выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а также индукция и исполнение роли.
  • Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, социальные перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального помогающего поведения.

В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля — способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы