Представление человека в психологической литературе

В советское время представление человека в психологической литературе было во многом идеализировано. В учебниках той поры в соответствии с теорией деятельности человек был всегда личностью, адекватно отражал действительность, творчески мыслил, делал осознанные выборы и всегда стремился к развитию. Понятно, что это была не совсем правда: большая часть людей жила и живет преимущественно как организмы, и подобные описания - не про них. С другой стороны, напоминание людям о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, что можно свою жизнь не только гармонично проживать, но и конструктивно выстраивать - эти напоминания подталкивали многих людей к настоящему развитию.

В настоящее время в литературе и на тренингах, так или иначе описывая свое видение человека, психологи чаще всего заботятся о том, чтобы быть понятыми, чтобы их читатели узнали себя в их описаниях. В результате портретом человека оказывается организм, колыхаемый эмоциями и движимый потребностями. В таком описании обычно подчеркивается роль чувств и внушается недоверие к разуму, который только оправдывает иррациональные и вовсе не высокие человеческие стремления.

Фильм "Мулан 2"

Этот фильм весело учит детей жить как все, жить как дети, без головы и не думая. Интересно, каков будет результат?

Как к этому относиться? Нужно признать, что такое описание реалистично, это во многом правда. При этом нельзя забывать, что представление человека в психологической литературе не только отражает реальность, но и формирует ее. Картина того, как живет человек, выполняет не только описательно-презентативную, но и нормативную функцию. Описывая человека в статусе организма, мы вольно или невольно внушаем людям не самые высокие жизненные образцы. Рассказывая людям о жизни в статусе личности, мы помогает людям жить в статусе личности, жить – людьми.

Когда я писал "Философские сказки", во многих главах я описывал человека, как организм: смотри "Трудная жизнь Внутреннего человечка" "Душевные кастрюли и нежность общего плана" и многие другие главы. Однако моей задачей было не только зафиксировать существующее положение вещей, но и вызвать к этому внутренний протест: "Да, похоже, но я таким быть не хочу! Не буду!"

Те, кто обращаются к гештальт-терапевтам, как правило легко узнают себя в их описаниях, для них все это жизненно, реалистично и естественно. Более того, постепенно приходит спокойствие, когда тебе объясняют, что так жить нормально и природосообразно. Напряжение возникает тогда, когда человек не вписывается в описания гештальт-подхода и начинает протестовать: в ответ на его протесты гештальт-терапевт нередко констатирует грубые сбои в жизни этого организма. Однако более проблематичным нам кажется другое, а именно когда человек, находящийся перед выбором как жить, имея выбор жить в статусе личности, поддается внушению терапевта и опускается до бытия организмом, забывает о возможности быть личностью и действительно становится только организмом.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы