Происхождение ритуалов


Фильм "Барышня-крестьянка"

Ритуал «на посошок».

Все ритуалы родились из вполне имеющих жизненный смысл процедур. Рукопожатие - показ того, что в руке нет ножа, демонстрация дружелюбия. Чокание рюмками - ранее хозяин и гость стукались друг о друга кубками с вином, вино переливалось через край из кубка в кубок, и это было гарантией того, что хозяин преподнес гостю хорошее, а не отравленное вино.

Ритуал «На посошок» (смотри видео) - перед дальней дорогой надо себя приободрить.

Ритуал «Посидеть перед дорогой» - возможность еще раз продумать все детали предстоящего пути и дела.

Позже из всех этих осмысленных процедур первоначальный смысл выветрился, осталась одна форма, имеющая теперь только символическое значение, функцию эмоциональной настройки и сближения людей, вместе практикующих эти ритуал.

Ритуал в этологии

Глава из книги В.Р. Дольника «Такое долгое, никем не понятое детство»

Консерваторы

Далеко не все знают, что животные очень консервативны. У них какая-то идиотическая потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, подчас неудобный и даже нелепый. Мой говорящий попугай жако не терпит никаких перемен в комнате. Если на полу клетки вместо газеты постелить оберточную бумагу, он приходит в крайнее негодование. Когда его отправляют в клетку, он требует, чтобы сначала сказали: «Рома, в клетку!» Пройдя часть пути, в строго определенном месте он ожидает слова «Давай, давай быстрей!», перед входом в клетку ему следует напомнить, зачем он туда идет: днем - купаться, вечером - спать. После того как он вошел в клетку, нужно сказать: «Ай, молодец, Рома, ай молодец!» Стоит что-нибудь упустить, и он подсказывает, говоря это за вас. Если что-то напутали - возвращается к исходной точке и повторяет всю процедуру сначала.

Это не результат жизни в домашних условиях. Зоологи знают, что в естественной обстановке поведение животных столь же консервативно. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов. Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов. И у детей. Вспомните, как в возрасте 2-4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы вы держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, проигрывали одну и ту же пластинку, включали один и тот же мультфильм и т.п. Что это какая-то врожденная особенность поведения, я никогда не сомневался, но смысл ее был темен.

Блестящую разгадку дал Конрад Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно-следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять. Если под этим деревом вчера росли ягоды, поищи их там и сегодня. Если на этой поляне вчера поймал зайца, поищи его там и сегодня. Если по дороге к норе эту ветку перепрыгнул, а под эту подлез и все обошлось, поступай таи и впредь. Кто в детстве не связывал себя уймой подобных табу? Шагая по плитам, не наступай на стыки. Проходя по темному коридору, не оглядывайся. Благополучно миновав его, подпрыгни и т.п. Поведение нормального взрослого человека тоже сильно ритуализировано. А людей суеверных и верящих в приметы - большинство. Правила хорошего тона, семейные и народные традиции - это ведь тоже ритуалы. Религия же не только в высшей степени ритуализирована, но и требует от паствы не подвергать сомнению и анализу свои догмы. Так что все мы немножко дети и попугаи.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы