Психосексуальное развитие

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии психосексуального развития

​​​​​​​Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.
  2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.
  3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс, что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.
  4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность. Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения детьми данных стадий психосексуального развития - нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат многочисленные фальсификации.

Статьи по теме:
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Ф...

2
Комплекс Электры
Комплекс Электры

Комплексом Электры называют психологическое явление, аналогичное по своей сути Эдипову комплексу, пр...

0
Мама, я хочу жениться на тебе
Мама, я хочу жениться на тебе

Едва только ребенок перестал вас мучить бесконечными вопросами о тайне своего рождения и так потрясш...

0
Фрейдизм, классический психоанализ
Фрейдизм, классический психоанализ

Фрейдизм - классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из по...

0
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс

Название "Эдипов комплекс" основано на греческом мифе, в котором Эдип убивает своего отца Лая и жени...

1
Как получить божественный секс?
Как получить божественный секс?

Последнее время на консультациях я часто слышу от клиенток очень разочарованное отношение к сексу. Д...

3
Категории: