Рефлексия

Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. Другое близкое к рефлексии понятие - обдуманность, это результат включения сознания на предстоящее. А осознанность - результат включения сознания на происходящее. Рефлексия - включение сознания на уже происшедшее.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии - необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий - зацикливание на себе. И то и другое - ошибочное поведение.

На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы). Рефлексию, направленную на понимание причин и оснований своих собственных суждений, часто относят к области философии, хотя проверка обоснованности своих выводов обязательна для всякого интеллектуально ответственного разумного человека и является одним из методов развития мышления.

Психологический тест на развитость рефлексии

Трем людям показывают реквизит: 3 красных и 2 белых колпака, завязывают им глаза, одевают на них красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак. Повязку снимают, и дают задание:

поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.

В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким: «На мне белый колпак?» — «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.

Стоит ли развивать рефлексию?

Слишком умных у нас народ не любит, и развитие рефлексии сверх привычного, то есть достаточно низкого уровня, вызывает у многих людей настроженность и негативное отношение. Комментарии к статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности" содержат характерное замечание: "Согласна с мнением сына: "Плохо иметь папу психолога!". Свихнешься от рефлексии!".


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 16 августа 2014 06:32:39

Не вижу логики в тесте. На мне колпак неизвестно какой. Я вижу двух других людей в красных колпаках. Все поднимают руки. Двое других людей видят друг друга и видят красный колпак друг на друге. Так как руку нужно поднять когда видишь хотя бы один красный колпак, то их поднятые руки ничего не говорят о цвете моего колпака - они поднимают руки потому, что видят красные колпаки друг на друге. Если бы на одном из них был белый колпак, а на другом - красный и оба подняли бы руки, то тогда можно было бы сделать вывод, что мой колпак - красный. Т. к. если человек в красном колпаке видит только меня и нашего партнера в белом колпаке, и при этом поднял руку, значит красный колпак - на мне. Но даже если бы логика была, то это тест скорее не на рефлексию, а на аналитическое мышление.

Н.И. Козлов 16 августа 2014 11:21:29

Спасибо, условия задачи уточнили. Является ли это тестом на развитие рефлексии или тестом на аналитическое мышление? Для меня это, как и для вас, тест скорее на аналитическое мышление. Но коллеги считают его тестом на рефлексию, поэтому дал его, пока не нашли лучше.

Гость 8 октября 2014 02:05:02

Да, Вы напишите, как уточнили условия задачи? Мне тоже интересно, я не поняла.

алла 16 февраля 2015 21:44:10

Дело - в паузе!

Другая 20 мая 2015 17:53:51

Я не понимаю, как можно увидеть колпак на самом себе?

Александр 7 октября 2015 14:57:30

Думайте, думайте - это возможно!

Владимир 20 октября 2015 05:39:02

С заданием все трое справились четко подняли руки. Каждый видел двоих участников и красный колпак. Тот кто вышел из игры видел 2 красных колпака и он по логике должен усомниться а как он объясняет свою догадку? - и еще задание было только поднять руки. А дальше не понятно: - пауза произошла в момент ухода третьего и что дальше требовалось от двоих не сказано в тесте. На месте было бы проще разобраться. Как решается эта головоломка?

Akvopolk 21 февраля 2016 01:19:40

Логика есть, просто размышления участника представлены неясно. Все три участника подняли руки, значит, либо у всех троих красные колпаки, либо только у двоих. Логика первого участника такая: "Допустим на мне белый колпак. Тогда второй участник подумал бы, что третий участник поднял руку, потому что видит красный колпак только на нём (втором участнике). А значит, второй участник, поняв, что на нём красный колпак, должен был бы выйти. Третий участник должен был подумать тоже самое про второго участника и тоже выйти. Но ни второй, ни третий не вышли. Значит, на мне красный колпак."

Гость 6 мая 2016 04:44:10

Один из участников, который способен на рефлексию, видит два красных колпака и две поднятые руки. Размышляет он так: "Я поднял руку, потому что увидел красные колпаки, но 2-й и 3-й участники могли увидеть красные колпаки друг на друге. Поэтому возможно, что на мне они видят белый колпак." Рассуждение первого участника идет дальше и подвергается критике: "Если бы 2-й участник видел на мне белый колпак, он рассуждал бы так: - на 1-м участнике белый колпак. - 3-й участник не может увидеть надетый на него самого колпак, но он поднимает руку. Значит, он видит красный колпак на мне. -мне следует выйти из круга. Но 2-й участник не вышел из круга, значит он рассуждает по-другому: - на 1-м участнике красный колпак. - 3-й участник поднимает руку, потому что видит красный колпак на 1-м участнике, как и я сам. - я не знаю какого цвета колпак на мне и я пока не должен выходить. 2-й участник не вышел, потому что видит на мне красный колпак." Закончив рассуждение, 1-й участник выходит.

Развитие темы

Самые популярные материалы