Сережа хочет отдыхать за компьютером

Аудиозапись состоявшегося разговора

Обучение студентов в Университете практической психологии​​​​​​​ хорошо еще и тем, что оно в первую очередь ориентировано на практику. Как-то одна из студенток пожаловалась на то, что ей трудно выполнять упражнение "Плюс - помощь - плюс", поскольку ее сын Сережа не слушает ни её, ни её критику, все мысли только о компьютере, который пришлось жестко запаролить. А я Сережу как-то видел, мне он показался отличным парнем, живым и сообразительным. Я попросил маму набрать телефон, чтобы я поговорил с Сережей сам. Она позвонила, состоялся такой разговор...


Н.И. Козлов. Сережа, здравствуй! Сереж, ситуация такая: мама будет давать тебе играть на компьютере, или что ты еще хочешь делать. Но, понятно, только после того, как ты будешь каждый раз выполнять то, что надо. Это нормально?

Сережа. Это я знаю, но есть одно неудобство. Я прихожу домой, все делаю, и довольно часто успеваю все сделать до того, как придут родители. И могу уже посидеть за компьютером…

Н.И. Козлов. Сереж, все в порядке. Ты делаешь все быстро - это нормально. Как сделаешь, сразу звони маме, мама будет сообщать тебе пароль, и ты будешь отдыхать за компьютером. Понятно, что пароль будет каждый раз новым, утром мама его будет менять. И тебе нужно каждый раз его узнавать. Разумно?

Сережа. Ну, да. Я некоторое время буду делать так, и посмотрю, насколько это будет удобно.

Н.И. Козлов. А у тебя есть предложения лучше?

Сережа. Предложения: сделать так, как было раньше - пароль снять вообще.

Н.И. Козлов. А какие тогда будут гарантии, что ты занимался делами, а не играми на компьютере?

Сережа. Если я буду сидеть за компьютером, то я не успею сделать уроки…

Н.И. Козлов. Но ты можешь сделать их халтурно. Есть порядок: сначала делаются уроки, потом возникает жизнь и компьютер. Так?

Сережа. А почему не получается наоборот? Немного компьютера, немного уроков…

Н.И. Козлов. Отличное решение, но это только для умных и продвинутых. Тебе ещё рано.

Сережа. Почему?

Н.И. Козлов. Почему ты ещё не такой умный и продвинутый - это не ко мне вопрос. Когда научишься себя так вести, докажешь это, когда мама это увидит, когда я это увижу – тогда будет другое дело. А сейчас тебе это еще рано. Это как приходит ребенок в первый класс, говорит: «Я хочу задачку решать из 10 класса!». Ну, хоти. Докажи, вначале… Когда мама напишет мне записку, что «мой Сережа такой помощник, дисциплинированный, доброжелательный, аккуратный, я им горжусь…»

Сережа. Сегодня я помыл прихожую, посуду, повесил вещи, подмёл.

Н.И. Козлов. Классно. Скажи, сколько ты сегодня минут или часов занимался общественно-полезной деятельностью?

Сережа. Примерно один час.

Н.И. Козлов. А мама сколько занималась?

Сережа. Я не знаю. Она большей частью работала.

Н.И. Козлов. 8 часов? А сейчас она еще 3 часа учится. Соответственно, мама сегодня занималась хорошими делами 11 часов. А ты - 1 час.

Сережа. Но мне всего 13 лет, а маме…

Н.И. Козлов. То есть, у тебя энергии больше? Тогда ты должен делать больше.

Сережа. Но мы отклонились от темы. Я предлагаю так: до прихода мамы я делаю уроки, а потом сижу за компьютером. А если я уроки не сделал, то мама компьютер мне выключает. Пойдет?

Н.И. Козлов. Сереж, я думаю, что это вполне возможная система. Мои дочки имеют свои компьютеры и пользуются ими совершенно свободно. Но они уже организованные люди. А ты организованный или нет?

Сережа. Организованный. Вот уроки я уже сделал.

Н.И. Козлов. Когда ты будешь хоть 3 часа заниматься домашними делами, помогать маме, тогда мы к этому вопросу вернемся. А пока - ты хочешь на компьютере заниматься?

Сережа. Ага.

Н.И. Козлов. Тогда пока мама будет придумывать новые пароли, с утра их менять. Ты будешь отчитывать, умнеть и хорошеть. Мама будет мне о тебе на Дистанции рассказывать, как эти дела происходят, я буду за тебя радоваться, и через некоторое время перейдем к той системе, которая тебе нравится.

Сережа. Вариант довольно интересный. Я подумаю, принимать его или нет. Думаю, некоторое время стоит попробовать, как это будет.

Н.И. Козлов. Сережа, не совсем так. Думать всегда полезно, но в данном случае у тебя другого варианта нет. Пока маму ты своим вариантом не заинтересовал, все вопросы решает она, а не ты. Услышал?

Сережа. Да.

Н.И. Козлов. Поэтому, ты сам придумай, что ты можешь еще сделать по дому. Я тебя попрошу – ты помоги своей маме! У твоей мамы в Университете задание: ей нужно тебе говорить что-то хорошее, а она пока не знает, за что. Ты поможешь ей? Сделай что-нибудь доброе, чтобы она пришла и восхитилась тобой. Сказала: «Сынок, спасибо тебе, родной!»

Сережа. Постараюсь.

Н.И. Козлов. За сколько дел она тебе сегодня скажет «спасибо»?

Сережа. Сегодня примерно 4 раза.

Н.И. Козлов. 4 раза - неплохо. А можешь ли сделать сегодня побольше, сделать маме праздник, как 8 марта?

Сережа. Постараюсь.

Н.И. Козлов. Постараешься или сделаешь?

Сережа. Как сложатся обстоятельства.

Н.И. Козлов. Какие обстоятельства!? Ну-ка, рассказывай!

Сережа. Просто я могу увлечься чем-нибудь интересным, например, чтением…

Н.И. Козлов. А если б ты маму любил? Если бы ты маму любил и хотел бы её порадовать – отвлекся бы на ерунду? Кто тебе интересней - мама или телевизор? Сережа, сделаешь сегодня маме праздник, а, сын?

Сережа. Сделаю.

Н.И. Козлов. Сережа, ты молодец! Жди маму. До свидания!

Сережа. До свидания!

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 21 мая 2014 19:35:42

Класс! Не устаю восхищаться сайтом и автором статей Н.И.Козловым!

Гость 11 августа 2014 08:05:39

Технично, классно!

Гость 18 сентября 2014 16:02:55

На мой взгляд, так с ребенком разговаривать нельзя. "Когда ты для начала будешь хоть три часа быть полезным существом и кроме вреда от тебя ещё будет польза". СУ-ЩЕ-СТВОМ?! кроме ВРЕ-ДА?! Это может развить у ребенка комплексы.

Гость 24 октября 2014 14:33:56

Согласна. Конечно, есть дети настолько избалованные и упрямые, что просто руки опускаются. Они "думают, подойдёт им это или нет", "рассмотрят такую возможность" и "как сложатся обстоятельства". Но в целом подход автора мне не близок и представляется излишне жестким.

Андрей Платонов 18 сентября 2014 16:30:26

А я думаю, это может развить у ребенка социальную адекватность и понимание, что родители тоже люди. Кажется, у вас с автором разные взгляды на воспитание детей, об этом здесь есть статья "<a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/chemu_stoit_uchitsya_u_kitayskih_mam_vop_zn__zapadnaya_i_aziatskaya_tradicii_vospitaniya" target="_blank">Чему стоит учиться у китайских мам? Западная и азиатская традиции воспитания</a>".

Гость 27 сентября 2014 22:35:13

Статья понравилась. Но не понравился такой момент: "Когда ты для начала будешь хоть три часа быть полезным существом и кроме вреда от тебя ещё будет польза" Для чего пользу измерять в часах? Пользу надо измерять в поступках. Кто-то делает дела быстро, кто-то долго, по времени сравнивать это неправильно. "У тебя энергии больше? Тогда ты должен делать больше." Все-таки не надо забывать, что 13 лет - это еще ребенок. Нельзя от ребенка требовать приносить пользу наравне со взрослым. Детство бывает всего раз в жизни.

Солинка 3 декабря 2015 11:15:40

И за это единственное детство надо научиться любить самых дорогих людей. Потом - поздно.

Киприянова Елена Сергеевна 15 февраля 2016 04:09:45

Здорово! Вспомнился номер Жванецкого "звонок Бабы-Яги". Я только с подсчетами не поняла. Если ребенок 6 часов в школе, а потом еще несколько часов делает дз, то, по-моему, это нужно учесть в "полезной деятельности". И в итоге не намного меньше, чем у мамы получается.

Евгения 20 февраля 2016 00:16:39

Правы!

Развитие темы

Самые популярные материалы