Системное мышление

Фильм "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Король шантажа"

Мистер Милвертон - шантажист, безнравственная личность с системным подходом и системным мышлением. Он согласен заниматься по видимости посторонними, не приносящими ему доход делами - если они создают контекст, приносящий ему главные прибыли.

Системное мышление - взгляд на ситуацию, когда при решении учитываются все актуальные влияющие на нее факторы: прошлое и будущее, окружение, задачи близкие и дальние.

Системное мышление - четвертая позиция восприятия.

Системное мышление противопоставляется линейному, где рассматривается только одна причинная линия.

«Свойства и способы функционирования более высоких уровней не могут быть объяснены суммированием свойств и способов функционирования их компонентов, взятых в изоляции друг от друга. Однако если нам известен ансамбль компонентов и существующие связи между ними, мы можем вывести более высокие уровни из компонентов» - Людвиг фон Берталанфи, один из основателей общей теории систем.

Системное мышление может быть как целеориентированным, так и причинно-следственным.

Некоторые особенности систем

1. В системах часто обнаруживаются контуры положительных и отрицательных обратных связей, а также более сложные (но повторяющиеся) паттерны, собранные из этих связей (системные архетипы). Отрицательные обратные связи стабилизируют систему, поддерживая ее существование, но одновременно могут препятствовать изменениям.

2. В силу наличия обратных связей для систем часто характерна круговая причинность или обусловленность (A → B → C → A → В →… и т.д.), в отличие от линейной причинности, где можно четко разграничить причину и следствие (A → B → C). В случае круговой причинности такое разграничение (Бейтсон называл его «пунктуацией») носит условный характер. Люди, не осознающие его условности, часто ведут горячие и бесплодные споры о пунктуации («кто первый начал, а кто всего лишь адекватно ответил»).

3. При использовании методов СМ часто оказывается, что интересующий нас объект или процесс встроен в более широкую систему, и его поведение в значительной степени определяется именно этим, а не только его внутренним устройством. Поэтому целесообразно идти не только «внутрь», но и «наружу» - смотреть не только на внутренее устройство того, что нас интересует, но и на те внешние объекты или процессы, которые могут образовывать вместе с ним более широкую систему. Отсюда - важность «широкого кругозора» или правильного определения границ при работе с системами.

4. Системы часто имеют несколько уровней организации (строго говоря, их, как минимум, два - уровень целого и уровень частей, но часто бывает больше). С этим, а также с возможными задержками в обратных связях, связано наличие у системы нескольких масштабов времени (Сенге: «Поведение сначала улучшается, но только потом делается хуже») и важность «long view», взгляда на систему в долговременной перспективе.

О мышлении, использующем при решении системное видение, смотри Стратегическое мышление,

Как развивать системное мышление

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Татьяна 12 ноября 2015 22:48:09

Ну и что дает эта информация руководителю российской школы и российскому учителю? Автор информации, проясните свою позицию и задумку, когда вы выкладывали эту информацию для конаржевцев? В чем ценность и практическая польза?

Н.И. Козлов 13 ноября 2015 01:06:41

Вы правы, статья пока построена на материалах чужих и поэтому, к сожалению, пустая. Написать что-то лучшее и дельное - пока руки не доходят. Извините.

Развитие темы

Самые популярные материалы