Оценочная зависимость, зависимость от оценок

01 января 2006 г. в 15:38

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

Фильм "Назад в будущее 2"

​​​​​​​Нас постоянно оценивают. Оценивают наш внешний вид, наши манеры, наши высказывания и наши тексты, наши поступки и наши выборы - и далеко не все оценки нас радуют, далеко не все оценки нам нужны. Нужно уметь оценивать оценки, обращая внимание на оценки-подсказки от разумных и компетентных людей и пропуская мимо себя оценки случайные, непродуманные оценки случайных людей.

"Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца" - Александр Сергеевич Пушкин имел в виду эту ситуацию.

Глухота к оценкам окружающим - такая же ошибка, как и полное им подчинение. Человек, полностью игнорирующий оценки окружающих, то ли не способный, то ли не желающий их слышать - полностью автономен, но одновременно и изолирован от общества. Восхищенный взгляд мужчины радует привлекательную женщину, а неодобрительный взгляд отца заставляет задуматься ребенка: "Правильно ли я поступил?" - Оценки бывают нужными, радостными и полезными.

Уметь себя адекватно оценивать - важно. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие - замечательное качество, обязательная часть воспитанности. А вот оценочная зависимость (термин "оценочная зависимость" был сформулирован Владимиром Леви), зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих - большая неприятность. Если человек теряет авторскую позицию, стараясь угодить всем окружающим без разбора, его жизнь теряет разумную направленность, а сам человек легко может вестись на манипуляции или превратиться в невротика.

Действительно, как себя вести, если муж от тебя хочет одного, мама другого, а ребенок третьего, и все тебя оценивают? Жизнь в постоянной оглядке на других - жизнь неуютная.

Впрочем, оценочная зависимость иногда необходима. Для воспитательного процесса некоторый уровень оценочной зависимости ребенка от родителей и других старших есть благо. В руках разумного воспитателя оценочную зависимость можно использовать, чтобы сформировать у ребенка полезные для жизни установки, взгляды и привычки.

Если же вы взрослый человек (будьте внимательны, не все люди старше шестнадцати лет - взрослые люди!), вы уже можете полагаться на свой разум и ставить себе оценки самостоятельно. Или не ставить их вовсе, если в данной ситуации у вас другие планы. Взрослому и разумному человеку оценочная зависимость скорее вредна, плохо сказываясь на здоровье и лишая человека самостоятельности. Вместо оценочной зависимости взрослому человеку полезно развивать в себе внимательность к оценкам окружающих, чтобы их своевременно учитывать при необходимости, влиять на них или игнорировать их, когда они неактуальны.

Как уменьшать оценочную зависимость?

Есть два пути. Первый - собственно уменьшать зависимость от оценок. Здесь помогут упражнения "Нестандартный поступок" и в целом тема Отстройка от внешнего контроля. Второй - развивать в себе умение выбирать, на какие оценки реагировать стоит, а на какие нет. См. Развитие уверенности в себе

  • Зависимость
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что в облике тебе моем: алгоритм, предсказывающий оценочные суждения лиц"
27 апр. 2022 г.
Встретив незнакомца, мы предполагаем его характер, статус и даже интеллектуальные способности в зависимости от внешности.
0Подробнее →
Картинка к "Боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться"
01 янв. 2010 г.
Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку».
Картинка к "Душевная неуязвимость"
01 окт. 2022 г.
Люди бывают в разной степени эмоционально уязвимы: кого-то задевают мелкие проблемы, кого-то в большей степени крупные "торпеды". Обычно детям в большей степени свойственно реагировать на мелочи, не замечая крупных событий: Да что там война, у меня паровозик сломался!
Картинка к "Отстройка от внешнего контроля"
01 нояб. 2005 г.
Отстройка​ от внешнего контроля: способность не обращать внимания на то, как оценивают ваше поведение другие люди, способность ориентироваться только на свои взгляды и ценности. Как упражнение Дистанции, это упражнение об умении следовать своим желаниям и целям, об умении не зависеть от мнения других людей и скрытом страхе внешней оценки, о свободе выбора и ограничивающих нас убеждениях.
Картинка к "Уверенность в себе"
01 янв. 2013 г.
Признаки уверенности — в основном поведенческие.
Картинка к "Внешняя оценка"
01 окт. 2022 г.
Внешняя оценка - оценка нас, наших качеств и наших дел окружающими людьми. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие - замечательное качество, обязательная часть воспитанности. С другой стороны, оценочная зависимость, зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих - большая неприятность.