Тифоанализ

Тифоанализ (нем tiefe — глубокий + analyse) — монистическая психологическая и психотерапевтическая концепция динамического направления, предполагающая, что в основе жизни лежит одно влечение к смерти. Термин тифоанализ в буквальном переводе обозначает «глубинный анализ» и является ссылкой на глубинную психологию (die Tiefenpsychologie) Фрейда, Юнга и их последователей.

История

Концепция тифоанализа была сформулирована к.м.н. Вагиным Юрием Робертовичем (г. Пермь) и опубликована в книге «Тифоанализ (теория влечения к смерти)» в 2003 г. Автор позиционирует свое направление как естественнонаучное и материалистическое, развивающее психоанализ Фрейда. Необходимость введения нового термина и обособление тифоанализа в рамках глубинной психологии Ю.Вагин обосновывает настоящим развитием психоаналитической теории, которая пошла по пути отказа от метапсихологического наследия позднего З.Фрейда и тем самым, по мнению автора, привела современный психоанализ в теоретический тупик.

Предпосылки создания новой концепции отмечены в ранних работах Ю.Вагина («Эстетика самоубийства» (в соавторстве с Л. З. Трегубовым, 1993), «Особенности аддиктивного поведения у подростков, злоупотребляющих ингалянтами», «Креативные и примитивные» (1996), «Авитальная активность» (2001)), в которых автор уделяет пристальное внимание биотермодинамике, закономерностям психических изменений в онтогенезе и феноменам активности направленной на сокращение или прекращение жизни (т. н. авитальной активности).

В 2003 г. был создан Образовательный научно-исследовательский центр авиталогии.

В 2004 г. организовано Пермское тифоаналитическое общество глубинной психологии, задачей которого является дальнейшее развитие идей тифоанализа, воплощение их в психотерапевтической практике и научных исследованиях. Регулярно проводятся заседания общества. С 2005 г. в Интернете функционируют сайт и форум тифоаналитического общества.

Ю.Вагиным и учениками на территории Пермского края проведен ряд научных исследований суицидального, аддиктивного поведения и других форм авитальной активности населения.

Суть концепции

Тифоаналитическая концепция рассматривает поведение человека в норме и патологии с точки зрения его обусловленности глубинными и бессознательными мотивами. Главной особенностью тифоанализа является отказ от классической дуалистической концепции влечений психоанализа и опора на оригинальную монистическую концепцию влечений. Согласно положениям тифоанализа живой организм не обладает влечением к жизни и жизнь имеет внутреннюю тенденцию к возвращению в свое изначальное неорганическое состояние, которую Фрейд обозначил как влечение к смерти. Все психические процессы и поведение в норме и патологии мотивированы первичным влечением к смерти.

Основные положения тифоанализа

Основные тезисы концепции сформулированы Ю.Вагиным в т. н. «конспекте тифоанализа»:

С точки зрения тифоаналитической концепции ошибка Фрейда заключается не в том, что он постулировал наличие влечения к смерти (в чем его чаще всего обвиняют — тут он как раз прав), а в том, что он:

С точки зрения тифоаналитической концепции у человека существует лишь одно первичное влечение — влечение к смерти или детензионное влечение (влечение к разрядке от напряжения). Тифоаналитическая концепция является монистической и постулирует следующие положения:

  • тенденцией (влечением) к жизни обладает лишь неорганическая материя, которая при определенных условиях неизбежно и закономерно образует жизнь как одну из форм своего существования;
  • человек, равно как и любая другая форма жизни, не обладает влечением к жизни;
  • человек, равно как и любая другая форма жизни, обладает лишь влечением к смерти;
  • жизнь есть процесс хронического умирания, побуждаемый влечением к смерти в рамках системы хронификации жизни;
  • система хронификации жизни ограничивает и замедляет стремление живой системы к смерти, заставляя «каждый организм умирать по-своему», но не является при этом самостоятельным или компонентным влечением;
  • агрессия (включение в себя) и элиминация (исключение из себя) — основные механизмы системы хронификации жизни (так называемые механизмы выживания), обеспечивающие созревание живой системы до репродуктивного состояния и ее дальнейшую инволюцию;
  • влечение к смерти (Принцип удовольствия) и система хронификации жизни (принцип неудовольствия) образуют жизнь как вариант естественного термодинамического гомеостатического процесса, подчиняющийся принципу реальности: получение максимума удовольствия при минимуме неудовольствия;
  • система сексуальности (сексуальные инстинкты) обеспечивает репродукцию живых систем, но не является самостоятельным или компонентным влечением, полностью подчиняясь влечению к смерти;
  • нарушение качества жизни наблюдается в результате нарушения функций механизмов системы хронификации жизни (агрессии и элиминации), что неизбежно приводит к усилению влечения к смерти и возникновению авитальной активности, направленной на сокращение или прекращение жизни (суицидальная и парасуицидальная активность);
  • повышение качества жизни, профилактика и лечение авитальной активности заключается в нормализации функций системы хронификации жизни (агрессии и элиминации) и восстановлении гомеостаза.

Нововведения

Среди положений тифоанализа, которые можно считать новыми и принципиальными для динамической теории, следует назвать отличные от традиционного понимание феноменов страха, инстинкта самосохранения, агрессии.

  • Система хронификации жизни — система, которая усиливая локально напряжение в живой системе (воспринимаемое на психологическом уровне как неудовольствие, боль и страх), ограничивает стремление живой системы к смерти, заставляя «каждый организм умирать по-своему». Система хронификации жизни не является самостоятельным или компонентным влечением, в связи с чем, согласно тифоанализу, термин «инстинкт самосохранения» неудачен.
  • Страх — наряду с болью, блокирующий фактор, встроенный ограничитель системы хронификации жизни, призванный локально усиливать напряжение в организме в целях ограничения стремления живой системы к смерти. Любой страх всегда прикрывает собой желание, чтобы произошло именно то, чего человек боится. То есть любой страх всегда прикрывает собой влечение к тому, что он собой прикрывает. С точки зрения тифоанализа, усиление страха всегда обусловлено двумя моментами: а) в окружающей действительности (в том числе собственном теле) обнаружены признаки, угрожающие дальнейшему существованию индивида; б) по ряду причин произошло усиление влечения к смерти и вторичное усиление страха как результат активизации системы хронификации жизни.
  • Агрессия (включение в себя) и элиминация (исключение из себя) — основные механизмы хронификации жизни (т. н. механизмы выживания), обеспечивающие последовательное созревание живой системы до репродуктивного состояния и ее дальнейшую инволюцию. Т. н. интерес, аффиляция, любовь и т. п., есть различные проявления механизма агрессии, вслед за которыми следует фиксация и деструкция — частичное или полное разрушение в целях дальнейшей инкорпорации (включения в себя). Элиминация является исключением, выбрасыванием чего-то внутреннего и обеспечивает выведение из организма всех тех элементов, которые, оставшись в нем, могли бы привести к ускорению процесса умирания.

Тифоаналитическая терапия

Тифоанализ использует психоаналитические техники терапии. Практические нововведения касаются интенсификации работы с защитным механизмом вытеснения, особенностей интерпретации сновидений, работы со страхами.

Критика концепции

Тифоанализ — развивающаяся концепция. В настоящем, в научной литературе тифоаналитическая концепция не получила критической оценки. Среди отдельных направлений критики можно выделить традиционные претензии к научной обоснованности теории психоанализа, критику опоры тифоанализа на термодинамическую теорию растраты и истощения с позиций других биотермодинамических теорий.

Ссылки

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы