Гены
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Гены — учаÑток молекулы ДÐК, который отвечает за поÑтроение одного белка или Ð ÐК организма. Гены отвечают за врожденные оÑобенноÑти, пÑихотип и здоровье ребенка. Гены передают программы в большей Ñтепени не Ñледующему поколению, а через поколение, то еÑÑ‚ÑŒ ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. Ру ваших детей — гены ваших родителей.
Гены определÑÑŽÑ‚ наши физичеÑкие и пÑихичеÑкие оÑобенноÑти, гены задают, что мы, как люди, не может летать и дышать под водой, но можем обучатьÑÑ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑкой речи и пиÑьму. Мальчики легче ориентируютÑÑ Ð² предметном мире, девочки — в мире отношений. Кто-то родилÑÑ Ñ Ð°Ð±Ñолютным музыкальным Ñлухом, кто-то — Ñ Ð°Ð±Ñолютной памÑтью, а кто-то Ñ Ñамыми Ñредними ÑпоÑобноÑÑ‚Ñми.
КÑтати, Ñто завиÑит от возраÑта родителей: Ñредний возраÑÑ‚ родителей, у которых рождаютÑÑ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ дети — матери 27 лет, отцу 38.
Гены определÑÑŽÑ‚ многие наши черты характера и ÑклонноÑти. У мальчиков — Ñто ÑклонноÑÑ‚ÑŒ заниматьÑÑ Ð¼Ð°ÑˆÐ¸Ð½ÐºÐ°Ð¼Ð¸, а не куклами. Гены влиÑÑŽÑ‚ на наши индивидуальные предраÑположенноÑти, в том чиÑле к болезнÑм, к аÑоциальному поведению, к таланту, к физичеÑкой или интеллектуальной деÑтельноÑти и Ñ‚.д.
При Ñтом важно вÑегда помнить: ÑклонноÑÑ‚ÑŒ подталкивает человека, но не определÑет его поведениÑ. За ÑклонноÑÑ‚ÑŒ отвечают гены, за поведение — человек. Да и ÑклонноÑÑ‚Ñми Ñвоими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оÑтавлÑÑ‚ÑŒ вне Ñвоего вниманиÑ, гаÑить их, забывать...
Гены определÑÑŽÑ‚ времÑ, когда какой-то наш талант или ÑклонноÑÑ‚ÑŒ проÑвитÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ нет.
Попал в удачное времÑ, когда гены готовы — Ñделал чудо. ПромахнулÑÑ Ð¿Ð¾ времени — пролетаешь мимо. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²Ð¾ÑприимчивоÑÑ‚ÑŒ к воÑпитательному процеÑÑу открыта — «Ð±ÐµÐ»Ñ‹Ð¹ лиÑÑ‚» или «Ð²Ð¿Ð¸Ñ‚ывает только хорошее», а завтра, как говорил король из фильма «ÐžÐ±Ñ‹ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ðµ чудо»: «Ð’о мне проÑнётÑÑ Ð±Ð°Ð±ÑƒÑˆÐºÐ°, и Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ чудить».
Гены определÑÑŽÑ‚, когда у Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑыпаетÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ðµ влечение, и когда оно заÑыпает. Гены влиÑÑŽÑ‚ и на ÑчаÑтье, и на черты характера.
Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, пÑихологи ÐдинбургÑкого универÑитета обнаружили доказательÑтва ÑущеÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ½Ð¾Ð², определÑющих черты характера, ÑклонноÑÑ‚ÑŒ к ÑчаÑтью, ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ легче переноÑить ÑтреÑÑ.
ÐгреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ и доброжелательноÑÑ‚ÑŒ, гениальноÑÑ‚ÑŒ и Ñлабоумие, аутизм или ÑкÑтраверÑÐ¸Ñ — передаютÑÑ Ð´ÐµÑ‚Ñм от родителей как задатки. Ð’Ñе Ñто изменÑемо воÑпитанием, но в разной Ñтепени, поÑкольку и задатки бывает разной Ñилы. Обучаем ребенок или нет, Ñто также ÑвÑзано Ñ ÐµÐ³Ð¾ генетикой. И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. ЧеловечеÑÐºÐ°Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑ‚Ð¸ÐºÐ° делает человека иÑключительно обучаемым ÑущеÑтвом!
Гены — ноÑители наших возможноÑтей, в том чиÑле возможноÑтей к изменению и ÑовершенÑтвованию. ИнтереÑно, что у мужчин и женщин в Ñтом отношении разные возможноÑти. Мужчины чаще, чем женщины, рождаютÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼Ð¸ или иными отклонениÑми: Ñреди мужчин больше тех, кто будет очень выÑоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом. Похоже, что на мужчинах природа — ÑкÑпериментирует... При Ñтом, еÑли уж мужчина таким родилÑÑ, ему изменить Ñто в течение жизни очень Ñложно. Мужчина привÑзан к Ñвоему генотипу, его фенотип (внешнее проÑвление генотипа) — менÑетÑÑ Ñлабо.
РодилÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ — длинным и оÑтанешьÑÑ. Коротышка может Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ñпорта поднÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð½Ð° 1-2 Ñантиметра, но не более.
У женщин ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ. Женщины рождаютÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ в Ñреднем одинаковыми, Ñреди них биологичеÑких, генетичеÑких отклонений меньше. Чаще Ñреднего роÑта, Ñреднего интеллекта, Ñредней порÑдочноÑти, идиоток и отÑÑ‚Ð¾Ñ Ñреди женщин меньше, чем Ñреди мужчин. Ðо и выдающихÑÑ Ð² интеллектуальном или нравÑтвенном отношении — аналогично. Похоже, что ÑволюциÑ, Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° мужчинах ÑкÑперименты, на женщинах решает не риÑковать и вкладывает в женщин вÑе Ñамое надежное. При Ñтом Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ (фенотипичеÑкаÑ) изменчивоÑÑ‚ÑŒ у женщин выше: еÑли девочка родилаÑÑŒ маленькой отноÑительно других, она Ñумеет вытÑнутьÑÑ Ð½Ð° 2-5 Ñм (больше, чем может парень)... Женщины имеют большую Ñвободу от Ñвоего генотипа, имеют большую возможноÑÑ‚ÑŒ, чем мужчины, изменÑÑ‚ÑŒ ÑебÑ.
Гены дарÑÑ‚ нам наши возможноÑти, и гены же наши возможноÑти ограничивают.
Из пшеничного зерна выраÑтает гордый пшеничный колоÑ, а из Ñаженца Ñблони — краÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð²ÐµÑ‚Ð²Ð¸ÑÑ‚Ð°Ñ ÑблонÑ. Ðашу Ñуть, наши ÑклонноÑти и возможноÑÑ‚ÑŒ реализовать ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð°ÑŽÑ‚ нам наши гены. С другой Ñтороны, из пшеничного зерна выраÑтет только ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ñ Ð¿ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ†Ñ‹, из Ñаженца Ñблони выраÑтает только ÑблонÑ, а Ñколько лÑгушке ни надуватьÑÑ, в быка она не раздуетÑÑ. У нее даже лопнуть от натуги Ñил не хватит.
Человек — тоже чаÑÑ‚ÑŒ природы, и вÑе вышеÑказанное Ñправедливо и Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾. Гены предопределÑÑŽÑ‚ границы наших возможноÑтей, в том чиÑле наши возможноÑти менÑÑ‚ÑŒ ÑебÑ, ÑтремитьÑÑ Ðº роÑту и развитию. ЕÑли вам Ñ Ð³ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸ повезло, вы Ñумели воÑпринÑÑ‚ÑŒ влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°ÑˆÐ¸Ñ… родителей и педагогов, выроÑли развитым, порÑдочным и талантливым человеком. СпаÑибо родителÑм! ЕÑли вам Ñ Ð³ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸ повезло меньше, и вы (вдруг!) родилиÑÑŒ дауном, то в Ñамом хорошем окружении из Ð²Ð°Ñ Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ñтет только воÑпитанный даун. Ð’ Ñтом ÑмыÑле наши гены — Ñто наша Ñудьба, и Ñвои гены, Ñвои возможноÑти раÑти и менÑÑ‚ÑŒÑÑ — мы напрÑмую изменить не можем.
Много ли в Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑки заложенного — Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ñпорный (взаимодейÑтвие наÑледÑтвенноÑти и Ñреды изучает пÑихогенетика).
Скорее правда, что чем более человек удалÑетÑÑ Ð¾Ñ‚ животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобритенного. Пока нужно признать, что в большинÑтве из Ð½Ð°Ñ Ð²Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ очень много. Ð’ Ñреднем, по мнению генетиков, гены определÑÑŽÑ‚ поведение человека на 40%.
Ð’ благоприÑтных уÑловиÑÑ… и хорошем воÑпитательном процеÑÑе, Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ€Ð°ÑположенноÑÑ‚ÑŒ может не реализоватьÑÑ, или ÑкорректироватьÑÑ, «Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚ÑŒÑÑ» влиÑнием ÑоÑедних разбуженных генов, а Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ€Ð°ÑположенноÑÑ‚ÑŒ, иногда ÑÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð°Ñ — проÑвитьÑÑ. Иногда человек (ребёнок) проÑто не знает Ñвоих возможноÑтей, и категорично «Ñтавить креÑÑ‚», говорить, что «Ð¸Ð· Ñтого гадкого утёнка Ð»ÐµÐ±ÐµÐ´Ñ Ð½Ðµ выраÑтет» — опаÑно.
Ð”Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑ‚ÑŒ, другой риÑк — тратить Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ Ñилы на человека, из которого путного вÑе-таки ничего выйти не может. ГоворÑÑ‚, что каждый может Ñтать гением, и теоретичеÑки Ñто так. Однако практичеÑки одному Ð´Ð»Ñ Ñтого доÑтаточно тридцать лет, а другому нужно лет триÑта, и вкладыватьÑÑ Ð² таких проблемных людей — нерентабельно. Спортивные тренеры утверждают, что именно врожденный талант, а не методика тренировки, Ñамый важный фактор Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´ÑƒÑ‰ÐµÐ³Ð¾ чемпиона.
ЕÑли девушка родилаÑÑŒ шатенкой Ñ Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ глазами и «Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ€Ð°ÑположенноÑтью» к полноте, то можно, конечно, покраÑить волоÑÑ‹ и надеть цветные линзы: девушка вÑе равно оÑтанетÑÑ Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¾Ð³Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð¹ шатенкой. Рвот воплотитÑÑ Ð»Ð¸ ее «Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ€Ð°ÑположенноÑÑ‚ÑŒ» к полноте и большим размерам одежды, ноÑимые вÑеми ее родÑтвенницами, во многом завиÑит от нее Ñамой. И уж тем более от нее Ñамой завиÑит, будет ли она к Ñорока годам, ÑÐ¸Ð´Ñ Ð² Ñтом огромном размере, ругать гоÑударÑтво за неÑложившуюÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ (как Ñто делают вÑе её же родÑтвенницы) или найдет Ñебе много других интереÑных занÑтий.
Может ли человек менÑÑ‚ÑŒ, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить Ñвою генетику? Ответ на Ñтот Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð½Ðµ может быть общим, поÑкольку и Ñто задано индивидуально генетичеÑки. Самое главное, что ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ ÑпециалиÑÑ‚ не даÑÑ‚ вам определенный ответ, ответ вы найдете Ñами, только Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñ Ñобой работать, Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑ‚ÑŒ. Можно ли Ñтого ребенка (или ÑебÑ) изменить в нужную нам Ñторону, мы можем понÑÑ‚ÑŒ только опытным путем, начав Ñ Ñтим ребенком (или Ñ Ñобой) заниматьÑÑ. Ðачинайте! Гены задают возможноÑти, от Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸Ñит, наÑколько мы Ñти возможноÑти реализуем. ЕÑли у Ð²Ð°Ñ Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ°Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑ‚Ð¸ÐºÐ°, вы можете Ñделать ее еще лучшей и передать Ñвоим детÑм как Ñамый дорогой подарок. Ðаша ДÐК запоминает, какое у Ð½Ð°Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ детÑтво, еÑÑ‚ÑŒ наблюдениÑ, что генетичеÑки передаютÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ñ‹Ñ‡ÐºÐ¸, навыки, ÑклонноÑти и даже манеры. ЕÑли вы выработали у ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¾ÑпитанноÑÑ‚ÑŒ, краÑивые манеры, поÑтавили хороший голоÑ, приучили ÑÐµÐ±Ñ Ðº раÑпорÑдку Ð´Ð½Ñ Ð¸ ответÑтвенноÑти, то еÑÑ‚ÑŒ Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñ…Ð°Ñ Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑтноÑÑ‚ÑŒ, что рано или поздно Ñто войдет в генотип вашей фамилии.
Гены определÑÑŽÑ‚ наши задатки, наши возможноÑти и ÑклонноÑти, но не нашу Ñудьбу. Гены определÑÑŽÑ‚ Ñтартовую площадку Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑтельноÑти — у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Ðо что будет на базе Ñтой площадки Ñделано — Ñто уже забота не генов, а людей: Ñамого человека и тех, кто Ñ Ð½Ð¸Ð¼ Ñ€Ñдом.
Генетику можно улучшать — пуÑÑ‚ÑŒ не вÑегда в Ñвоей индивидуальной Ñудьбе, то, определенно, в Ñудьбе Ñвоего рода. Удачной вам генетики!
ÐŸÐ»Ð¾Ñ…Ð°Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑ‚Ð¸ÐºÐ° и воÑпитание
Дети из интернатов чаÑто имеют плохую генетику — не только по здоровью, но и по ÑклонноÑÑ‚Ñм и чертам характера. ЕÑли обычные хорошие родители без Ñпециальной подготовки берут на воÑпитание ребенка, они могут годами боротьÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, что ребенок ворует, не учитÑÑ, врет и так далее по полной программе. Генетику никто не отменÑл.
Именно в ÑвÑзи Ñ Ñтим нужно быть очень внимательным, когда люди хотÑÑ‚ взÑÑ‚ÑŒ на воÑпитание ребенка из детдома. Были Ñлучаи, когда ÑÐµÐ¼ÑŒÑ Ð²Ð·Ñла на воÑпитание девочку в возраÑте 9 меÑÑцев, у которой мама была проÑтитуткой, и неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° ценноÑти Ñтой Ñемьи, в возраÑте 14-16 лет девочка в полном объеме «Ð²Ñпомнила» Ñвою маму.
С другой Ñтороны, не Ñтоит преувеличивать Ñти трудноÑти. Скрытые проблемные Ñценарии трудных детей — не Ñамый чаÑтый вариант, чаще удачные или проблемные задатки детей видны уже Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñтва. Кроме того, опыт Ð.С. Макаренко более чем убедительно говорит, что при качеÑтвенном воÑпитании дети практичеÑки Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ генетикой превращаютÑÑ Ð² доÑтойных людей.
Комментарии (10):
Приёмный сын к 7-8 годам стал копией биологической матери и внешне и поведенчески. Даже во взгляде и привычках прослеживается весь образ жизни. Как это искоренишь... невозможно.
Конечно, ведь мама своим примером ежедневно показывает свою модель поведения и на подсознательном уровне ребенком воспринимается как идеал.