Автор: Евгений Ершов,
​​​​​​​Университет практической психологии

Магия строевой или 41,4% вчувствования

Экспериментальная игра студентов УПП в копирование походок и её результаты

27 января 2017 года в ТЦ «Атриум» (что возле станции м. Курская в Москве) студентами УПП была предпринята экспериментальная игра «Копирование походок» на основе упражнения Дистанции (базовой методики Синтон-подхода). Ее целью было проверить на сколько мы в состоянии влиять своей внешней моторикой на состояние окружающих, а окружающие на нас.

Зачем играли

​​​​​​​Упражнение «Копирование походок» - это один из инструментов вчувствования, т. е. умения непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека, что считается у психологов одним из важнейших элементов установления раппорта (качественного контакта психолога с клиентом).

Упражнение «Копирование походок» не предполагает последующего опроса объекта копирование, т. е. проверки на истинность полученного копирующим эмоционального эффекта. Что означает, субъект копирования никогда точно не знает, что в действительности объект, чью походку он копирует, переживает на самом деле.

Тем не менее практический смысл в таком упражнении (помимо штудийных целей выработки у студентов целенаправленного стремления к копированию моторики) мог бы иметь место, если бы оценки субъектов в достаточной степени коррелировали между собой. То есть, если разные люди, освоив упражнение, давали бы одному и тому же объекту одни и те же оценки.

В этом случае можно было бы сделать два вывода:

во-первых, раз люди перенимая одну и ту же моторику, получают сходный эмоциональный отклик, то, следовательно, они действительно получают некие валидные сведения об эмоциональном состоянии объекта;

во-вторых, если будущие психологи, вебализуют (т. е. по сути переводят на уровень сознания) некие переживания сходным образом, то, следовательно, другие люди должны считывать нечто похожее, только в менее осознанной форме.

Второй вывод представляется куда любопытнее первого, поскольку позволял бы судить, на в какой степени люди вообще влияют своей моторикой на состояние на окружающих. Иначе говоря, в какой степени мы влияем на людей, а они на нас.

Для исследования количественного выражения этой степени и была разработана экспериментальная игра «Копирование походок».

Как играли

Для проведения игры шести «дистантникам» 1 курса УПП был предложен следующий план.

Экспериментальная игра на основе одноименного упражнения методики Синтон-подхода «Дистанция»

Цель: Исследование эффективности проективного «вчувствования».

Задача: Наглядное подтверждение валидности техники (упражнения) «Копирование походок».

Количество участников: 6 человек успешно освоивших упражнение «Копирование походок».

Место проведения: Публичное людное место, парк, вокзал, станция метро и т.п.

Оборудование: 6 диктофонов.

Время проведения: 1,5-2 часа.

Порядок проведения и фиксация результатов экспериментальной игры:

А) 6 участникам присваивают порядковые номера от 1 до 6 и организуют из них в порядке «карусели» 15 пар.
Б) Каждая пара проводит два копирования походок для указанных двух из шести условных половозрастных категорий людей (ПВК)*:

  1. Молодой мужчина (ММ) – юноша или молодой человек в возрасте от 18 до 30 лет**;
  2. Молодая женщина (МЖ) – девушка или молодая женщина в возрасте от 18 до 35 лет;
  3. Зрелый мужчина (ЗМ) – мужчина в возрасте от 35 до 50 лет;
  4. Зрелая женщина (ЗЖ) – женщина в возрасте от 35 до 50 лет;
  5. Пожилой мужчина (ПМ) – мужчина в возрасте от 50 лет и старше;
  6. Пожилая женщина (ПЖ) – женщина в возрасте от 50 лет и старше.

    *- Всего 30 копирований походок, по два для каждой половозрастной категори.
    **- Возраст объекта каждой парой определяется визуально в совещательном порядке.

В) После каждого копирования, каждый участник фиксирует результаты «вчувствования» на диктофонную запись в свободной форме, в обязательном порядке указывая напарника и ПВК объекта. После каждых двух копирований пары встречаются с группой для образования новой пары.

Г) По прошествии всех 60 копирований участники расшифровывают свои записи (это не более 10 минут записи на каждого) и отсылают их на исследование.

Исследование результатов:

  1. Расшифровки результатов заносятся в таблицу типа

  • Таблица описывается согласно исследованию совпадений в парах описаний и публикуется вместе с результатами эксперимента.
  • В ходе оглашения плана игры, всех участников предупредили, что они не обсуждают между собой результаты копирования, а фиксируют их независимо.
  • Также из плана видно, что все пары постоянно перемешивались, а назначение парам исследований тех или иных половозрастных категорий не было связано с переходом из пары в пару, а осуществлялось по принципу смещения параметров в ортогональной плоскости.

Результаты

За положенное время были проведены намеченные 60 копирований, результаты которых были занесены в следующую таблицу:

Таблица 1. Частота распределения схожести результатов
Таблица 1. Частота распределения схожести результатов

​​​​​​​​​​​​Таблица 1. Сводная таблица результатов

После чего для каждой пары копирование было проведено численное исследование (четыре строки таблице под каждой из двух частей, содержащих текстовые описания) по следующему принципу.

Для каждой пары описаний были учтены:

  1. Совпадение по «знаку» описания, или иначе говоря «настроение» описания – позитивное, негативное или нейтральное (субъективно оценивалось автором статьи), если наличествовало – ставился +1 балл, если отсутствовало — -1 балл;
  2. Наличие однокоренных слов, синонимов или сходных по значению словосочетаний в описании состояния – +1 балл за каждое совпадение;
  3. При наличии антонимов или противоположных по значению словосочетаний ставился -1 балл за каждое;
  4. В четвертой строе сводилась общая сумма совпадений/несовпадений*.

*- Из таблицы видно, что одно копирование (отмечено в таблице красным) потерялось. Поэтому для последней пары при итоговых подсчетах был присвоен нулевой коэффициент.

После этого, каждая пара копирования была оценена по схожести описаний в рамках пятибалльной шкалы:

Отличная схожесть – 4 балла;

Хорошая схожесть – 3 балла;

Средняя схожесть – 2 балла;

Слабая схожесть – 1 балл;

Нет схожести – 0 и менее баллов.

После присвоения каждой паре копирования численного коэффициента, по связности или, иначе говоря, по степени схожести все исследования распределились, как показано в следующей таблице.

Таблица 2. Частота распределения схожести результатов
Таблица 2. Частота распределения схожести результатов

Также, в качестве проверки независимости данных, была исследована зависимость схожести результатов от каждой половозрастной категории, отдельно от каждой половой и каждой возрастной категории. Это было проделано через суммирование всех коэффициентов каждом параметре по отдельности.

Таблица 3. Общие суммы коэффициентов по половозрастным, половым и возрастным категориям испытуемых
Таблица 3. Общие суммы коэффициентов по половозрастным, половым и возрастным категориям испытуемых

Как видно по цифрам в категориях обнаружились расхождения, но после замены всех отрицательных результатов на нулевые значения (что соответствует обозначенному ранее принципу о соответствии отрицательных значений нулевым согласно пятибалльной шкале индексации замеров), они ощутимо сгладились.

Таблица 4. Общие суммы коэффициентов по половозрастным, половым и возрастным ​категориям испытуемых после замены отрицательных коэффициентов на нулевые
Таблица 4. Общие суммы коэффициентов по половозрастным, половым и возрастным ​категориям испытуемых после замены отрицательных коэффициентов на нулевые

После чего, все замеры во всех трех плоскостях были переведены в процентное приближение к идеальному значению, т. е. на сколько сумма всех замеров близка отличной схожести, т. е. была бы проведена на 4 балла. Таковое в половозрастных категориях соответствовало 20, в возрастных категориях - 40 и половых категориях – 60 баллам.

Диаграмма 1. Зависимость схожести результатов от половозрастной категории испытуемых
Диаграмма 1. Зависимость схожести результатов от половозрастной категории испытуемых

Диаграмма 2. Зависимость схожести результатов от возрастной категории испытуемых
Диаграмма 2. Зависимость схожести результатов от возрастной категории испытуемых

Диаграмма 3. Зависимость схожести результатов от половой категории испытуемых
Диаграмма 3. Зависимость схожести результатов от половой категории испытуемых

Как видно из диаграммы «Зависимость схожести от половозрастной категории», в категориях ЗЖ (зрелые женщины) и ПМ (пожилые мужчины) проявляется большее стремление к идеальным значениям. Однако, здесь невозможно проследить никакой связи с участниками игры, так как среди них отсутствовали как зрелые женщины, так и пожилые мужчины. Скорее всего это отличие значений в этих категориях объясняется статистической погрешностью при малом количестве опытов в категории и низким предельным значением (20).

Это также подтверждается следующими двумя диаграммами, рассматривающих половую и возрастную категорию по отдельности. В исследованиях зависимости схожести от возрастной категории расхождение составляет ~50 ±5% при количестве опытов в два раза большей. А в исследовании зависимости схожести от половой категории при количестве опытов втрое большем и, следовательно, втрое большем совокупном идеальном значении (60) явно стремится к 50%-му приближению для каждого пола.

Это позволяет предположить, что при репрезентативном количестве замеров (от 1 тыс. объектов исследования) все категории показали бы похожее распределение, а значит и независимость частоты схожести от пола и возраста, как это видно на двух последних диаграммах.

Для наглядности табличные данные частоты распределения схожести результатов можно представить в виде следующей диаграммы.

Диаграмма 4. Сводное графическое отражение частоты распределения схожести результатов
Диаграмма 4. Сводное графическое отражение частоты распределения схожести результатов

Интерпретация результатов

Как следует из вышеприведенных данных, упражнение «Копирование походок» обладает значительной валидностью, поскольку совпадение оценок наблюдает различную степень связности в 83% замеров.

При этом явную связность (в диапазоне от Отлично-Средне) можно обнаружить 72,7% замеров, а выраженную (в диапазоне от Отлично-Хорошо) в - 41,4%.

При этом расхождения по параметру c) - наличие антонимов или противоположных по значению словосочетаний, проявил себя (что видно в сводной таблице результатов) лишь в 4 парах, а в целом, отрицательный результат (т. е. ниже нуля) исследования зафиксирован лишь 3 парах из 30, что подтверждает факт определенности трансляции эмоциональной реакции людей через моторику.

Прямая экстраполяция этих результатов в неосознанные реакции повседневного взаимодействия представляется вряд ли возможна, но с оговорками должна быть вполне допустима в определенной степени.

Если всё же набраться смелости предположить, что эти результаты верны и для прочих взаимодействий (а не только в упражнении «Копировании походок» с участием психологов в качестве субъектов), то можно утверждать, что независимо от пола и возраста участников взаимодействия:

  1. влияние нашей моторики на окружающих в той или иной степени будет распространяться более чем на три четверти наших взаимодействий. Тоже верно и для влияния моторики окружающих на нас;
  2. более чем в половине случаев взаимодействия наша моторика будет влиять на текущее восприятие нас окружающими (и наоборот);
  3. более чем в трети взаимодействий наша моторика будет менять состояние нашего окружения, а моторные реакции окружающих – наше состояние.

Лирическое дополнение

Если немного пофантазировать, то в свете полученных данных можно под новым углом посмотреть на такие вещи как классический современный танец или, скажем, строевая подготовка в вооруженных силах.

Если допустить, что мы в 41,4 % получаем серьезный заряд эмоции нашего собеседника если он только приближается к нам в поле нашего зрения, таков же процент эмоционального включения в группе, идущей в ногу? Наверняка значительно больше! Наверняка тоже можно сказать и о танце, который наблюдаем. На том же эффекте работают дискотеки, и, со дна времен, групповые пляски и прочая, и прочая. То есть всё это будут в определенном смысле явления одного порядка.

В любом случае результатом исследования очевидно становится то, что к вопросам внешней моторики надо относиться куда серьёзнее, чем большинство людей привыкли в повседневной жизни.

И, как оказалось, это довольно легко подтвердить на практике.

Продолжение игры, оговорки и благодарности

Следует оговориться, что вышеописанную работу нельзя считать научной в полном смысле слова. Но ее вполне можно считать подготовительной для более полноценного с научной точки зрения, более чистого эксперимента.

Таковой, в одном из вариантов, мог бы выглядеть следующим образом. Подбирается тысяча испытуемых и от пятидесяти до ста психологов-замерщиков. Берется шесть комнат. В комнате 1 находятся испытуемые, в комнате 2 – психологи-замерщики. Комнаты 3 и 4 разделены между собой стеной со стеклом с односторонней прозрачностью таким образом, чтобы из комнаты 4 можно было видеть комнату 3. В комнате 5 находится психолог-контролер. В комнате 6 два стола с компьютерами.

По сигналу испытуемый входит в комнату 3 и пересекает ее вдоль стены с экраном, чтобы войти в комнату 5. По тому же сигналу в комнату 4 входят двое психологов-замерщиков и наблюдая за испытуемым копируют его походку двигаясь вдоль стены с экраном и попадают в комнату 6.

В комнате 5 испытуемый рассказывает о своем состоянии контролеру, который фиксирует его слова. А в комнате 6 психологи-замерщики не сговариваясь фиксируют результаты копирования, после чего возвращаются в комнату 2 для образования новой пары.

После тысячи пар замеров, результаты исследуются на предмет количества и качества совпадений.

Подобный эксперимент довольно дорог и к тому же трудно заранее судить о его практической ценности. Но результаты описанной выше экспериментальной игры однозначно указывают на то, что по крайней мере в этой части межличностных взаимодействий есть уточнять.


​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Статьи по теме:
Вчувствование
Вчувствование

Вчувствование - умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. С вчувствова...

1
Развитие вчувствования
Развитие вчувствования

Вчувствованию можно научиться, вчувствование можно развивать. Развитие вчувствования у большинства л...

0
Дистанция - коуч-система пошагового развития личности
Дистанция - коуч-система пошагового развития личности

Работать над собой хотят все, однако у большинства попытки неуспешны: или люди бросают эти занятия,...

16
Копирование походки
Копирование походки

Возьмите себе за правило копировать в день не менее 10 походок. Вышли на улицу, пристроились к кому-...

0
Как работать над походкой?
Как работать над походкой?

Над своей походкой работать можно и нужно, тем более что это нетрудно и весело. С чего начинать?

0
Походка: как сделать её красивой и уверенной?
Походка: как сделать её красивой и уверенной?

Походка - привычный способ и стиль ходьбы. Походка, почти как глаза, отражает душу человека: все заж...

10
Синтон-подход
Синтон-подход

Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию,...

11
Раппорт, качественный контакт
Раппорт, качественный контакт

Раппорт - качественный контакт между тем, кто управляет, и тем, кем управляют. Оба чувствуют комфорт...

0
Категории: