Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

31 декабря 2017 г. в 11:17

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей деятельность. И это правильно!

Однако домашние дела и обязанности никто не отменял. Как все это согласовать? В хорошей семье родители продумывают и устанавливают семейные правила. Умные правила, обучающие ребенка правила. Правила, вырабатывающие у ваших детей хорошие привычки.

Конечно, такие правила нужно продумывать. А потом добиться, чтобы ваша семья жила по вашим правилам, а не дурным привычкам детей. К сожалению, во многих семьях плохие привычки детей по сути стали правилами семьи - кривыми правилами. Например,

  • Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине.
  • Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа.
  • Если мне нельзя дома смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Хочется верить, что у вас не так. В любом случае предлагаю начать формулировать правила семьи, подходящие для этого возраста. Начну с таких:

  • Все вещи в школу и портфель собираются с вечера.
  • Спать в 22:00, подъем в 7:00.
  • Утро начинается с зарядки, душа и обливания холодной водой.
  • Завтрак (приготовить, накрыть, все убрать) делают дети вместе с мамой.
  • Никто отдельно не кусочничает. На завтрак, обед и ужин все собираются вместе.
  • За столом просто так не болтают. Есть тема - подними руку, тему обсудим.
  • После школы переодеться и одежду повесить аккуратно.
  • Порядок дел дома: 1) уроки, 2) отчитаться родителям, 3) спорт, 4) хозяйственные дела по дому, 5) развивающие игры, 6) игры просто так.

Во многих семьях хорошо зарекомендовали себя чек-листы.​​​​​​​


  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (10):

Гость, 09 октября 2013 г. в 09:17
Я бы предложил правило: Если ребёнок каждый день получает двойки, то его наказывают сильно.
2 ответа
Юлия Харьков, 30 августа 2014 г. в 21:12
А я бы предложила подумать,прежде чем наказывать, почему ребенок носит двойки. Часто наказание (особенно физическое), является показателем слабости и лени родителей (наказать всегда проще и быстрее,чем разобраться). Это, естественно, мое мнение.
1 ответ
Гость, 23 апреля 2017 г. в 14:23
Это так. Есть, это психология.
Гость, 17 мая 2018 г. в 09:00

Совершенно не согласна. Что означает "сильное" наказание? Ремнем по попе? Домашний арест на неделю? Я вообще против сильных наказаний. Наказание должно чему-то учить, а сильное наказание только вырабатывает или страх,или агрессию. Двойку ребенок может получить не только потому, что не знает предмета или не хочет его знать\учить, но и потому, что просто не понимает; потому что нет взаимосвязи с учителем (может элементарно бояться и "тупеть", когда его учитель спрашивает. Это из личного опыта. Хотя "советскую" школу закончила с "советской" серебряной медалью), учитель может не любить Вашего ребенка (опять же из личного опыта). Оценки в школе показатель субъективный. Например, со мной в классе учился сын нашей директрисы (и она же вела у нас алгебру и геометрию), мальчишка -золото, всё схватывал на лету, прекрасно понимал материал. Его мать ни разу не поставила ему оценки "отлично" (чтобы не подумали, что она оценку ему завышает), он знал алгебру на 6 (если кто помнит решебники Сканави, то там варианты задач делились по категориям,самой сложной была категория В, так этот мальчишка щелкал оттуда задачи, как орешки. Но от матери получал только "хорошо"). Вот так. Ребенка своего надо любить и понимать, и помогать. А не наказывать за двойки. И опять же из личного опыта, ни медаль, ни красный диплом ничуть не сделали мою жизнь счастливей.

Елена, 27 января 2015 г. в 17:51
Я считаю, бить за двойки глупо, это не показатель знаний, а также, бьют за двойки только те взрослые, которым доставалось от своих мам и пап (за двойки), и они не знают больше никакой другой модели поведения. Первый класс - это труд родителей и ребенка в плотном тандеме (все объяснять, помогать заниматься математикой, объясняя многое с помощью интересных приложений на современных гаджетах, иметь терпение с прописью). И помнить главное, когда то мы сами были маленькие!!! И я не думаю, что кто-то мечтал, чтобы его родители били за двойки, а он с вечным страхом возвращался домой...
1 ответ
Гость, 23 апреля 2017 г. в 14:24
Если заниматься с ребенком, то ничего сложного нету в 1 классе.
Гость, 09 июня 2018 г. в 09:55

Жить дома по чек-листу - это, что, нормально?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 14 июня 2018 г. в 15:53

Для организованных людей - да. Организованный человек всегда имеет план дел на сегодня, и если следить за собой во внутреннем плане оказывается ненадежно, он страхует себя записью на чек-листе. Это просто удобно.

1 ответ
Гость, 15 декабря 2020 г. в 14:29

Но ведь не всем людям эта организованность попросту нужна. Некоторые работают совсем по-другому, они подвижны, умны, подстраиваются под ситуацию и схватывают на лету. Пытаться из такого слепить "организованного" - это просто лишить его возможности использовать сильные стороны своей личности на этапе формирования. А организованным все равно не станет, просто, когда вырастет, в ответ даже на разумные правила и требования, будет устраивать агрессивную бурю или, что еще хуже, самосаботироваться при попытке управлять собой. Загуглите дихитомию judging\perceiving

Гость, 01 октября 2019 г. в 02:18

Николай Иванович, спасибо Вам!)

Материалы по теме:

Картинка к "Дети и компьютерные игры"
02 апр. 2014 г.
Что делать, если дети сидят в компьютерных играх с утра до вечера? 
5Подробнее →
Картинка к "Ломает, разбрасывает, оставляет... Как научить ребенка бережному отношению к вещам?"
02 апр. 2014 г.
Маленькие дети не знают, что такое «свое» и «чужое», они легко берут все чужое, что им нравится, и бросают свое, как только оно им на минутку надоело. Как приучать детей уважать чужую собственность и беречь свое? Многие родители думают, что правильное отношение к собственности можно выработать только в том случае, если эта собственность у ребенка появится, и торопятся дарить ребенку дорогие игрушки: «Это теперь - твое! Береги! Не ломай, не теряй!» Ребенок подарку радуется, но ломает и теряет все по-прежнему. Правильное отношение ребенка к вещам, понимание «моё» и «не моё», умение беречь и не ломать - это навык, а навык вырабатывается не в результате вашего доброго отношения к ребенку, а в результате хорошо построенного обучения. Какого? Как это делается?
Картинка к "Методы воспитания детей"
13 мая 2014 г.
Основные методы прямого воспитания, это рассказ и внушение, показ и объяснение, обучение и приучение.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
Картинка к "Правила для ребенка"
01 янв. 2001 г.
В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.
Картинка к "Правила для ребенка до 1 года"
01 окт. 2022 г.
Дети уже на первом году жизни, особенно начиная с 6 месяцев, вполне могут учить правила (понимать те или иные взаимосвя
Картинка к "Правила для ребенка от 2 до 3 лет"
01 окт. 2022 г.
Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?
Картинка к "Сыну двенадцать: воспитание ответственности"
01 янв. 2012 г.
Давайте думать о том, что мы желаем нашим детям счастья!