Настоящий мужчина

01 января 2002 г. в 11:28

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Троя»

Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но — зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.

Настоящий мужчина отличается и от мужлана, и от человека-ребенка. «Будем честны — мужчина ты или нет, определяется не только физиологией. И никакие «подвиги» в сфере физиологии не делают маменькиного сынка мужчиной. А быть настоящим мужчиной нужно. Хотя бы ради того, чтобы тебя полюбила, и никогда не разлюбила твоя — настоящая женщина» — будущему мужчине говорит мужчина состоявшийся

Фильм «Майор Пэйн»

Настоящий мужчина — социальная роль и собирательный образ, воплощающий лучшие мужские черты. Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно многое — развитие мужественного тела, теплой и глубокой души, сильного ума и мужского духа, а также взглядов, убеждений и манер, соответствующих мужской культуре. См. Куда делись нормальные мужики

Что же такое мужская культура и психология мужчины? 

Мужчина живет разумом, а не чувствами и эмоциями. 

Фильм «Сибирский цирюльник»

Трудные вопросы обдумываем и решаем, а не переживаем, не жалуемся, не откладываем на...

Мужчина требователен, и в первую очередь к себе. Он знает, что такое долг и «должен», и чем раньше, тем лучше. Оптимально — с трех лет, с момента осознания себя как личности. Ошибаться — можно, исправлять свои ошибки — обязательно и за свой счет.

Мужчина тот, кто принимает решения, и кто за свои решения отвечает. Если за решения мужчины вынуждена отвечать женщина, это не мужчина, а маменькин сынок, мужчинка. Если мужчина несет ответственность за решения, которые за него приняла женщина, это не мужчина, а подкаблучник, мужичок.

Мужчина знает свои мужские обязанности. Мужская честь: чтить закон, защищать близких и родину. Мужчина — защитник. Мужчина защищает близких и то, что ему дорого. В любом случае он живет не только для себя. Мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына.

У мужчины есть его путь и его дело. Как минимум, мужчина умеет работать и работы не боится.

Мужчина чувствует себя состоявшимся и способен сосредоточиться на отношениях с женщиной, если он разобрался в трех самых важных для него вопросах: кто он, чем занимается и сколько зарабатывает.

Мужчины не плачут. Убеждение «Мужчины не плачут» — обязательная часть мужского воспитания. Само по себе поплакать — не стыдно и не вредно. Хорошо поплакать от радости, можно всплакнуть на похоронах, где это уместно и принято. Но в других ситуациях, где дети и женщины могут заплакать, мужчины этого не делают. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмыленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.

Мужчины не боятся. То, что мужчины не боятся — это не факт, это норматив мужской культуры. Страх как физиологическая реакция организма когда-то может случиться в каждом человеке (хотя и в разной степени), но мальчик, воспитанный как мужчина, должен делать что должно, а не обращать внимание на свои страхи, тем более — не руководствоваться ими.

Мужские развлечения — подраться и что-нибудь захватить. При всем уважении к мужчинам представляется, что эта ценность не самого высокого порядка, и быть только мужчиной — еще не вершина развития личности. Один из смыслов жизни мужчины — оккупация, захват большей территории и власти над ней.

Заметим, что в разное время и в разных культурах образ настоящего мужчины мог быть очень различным и не всегда привлекательным для современного человека. Тем не менее, как достичь лучшего из этого списка? Из чего состоит воспитание настоящего мужчины?

Легче написать, что будет ошибкой. Когда в мальчике видят маленького и беспомощного, когда его жалеют и оберегают, когда беспокоятся в первую очередь «как бы с ним чего не случилось» — в таких условиях мальчику превратиться в мужчину сложно. Возможно, он просто взбунтуется и превратится в мужчину через линию хулигана, но путь этот опасен и нежелателен. Скорее всего, вырастет милое никакое существо, возможно воспитанное, но без воли и мужской решительности, способное чувствовать, но плохо умеющее ставить цели и действовать.

Настоящий мужчина воспитывается только мужчиной, мужским воспитанием мальчика должен заниматься отец. Отец даст образцы мужского поведения и будет относиться к сыну, как к мужчине. Отец не будет жалеть и сочувствовать, он будет в первую очередь требовать, и даже его поддержка будет другой: поддержкой вызовом.

Мужское воспитание

От женщин часто можно услышать сожаление о том, что сегодняшним мальчикам не хватает мужского воспитания, а в результате недостатка мужского воспитания мужчины не проявляют себя по-мужски. Это огромная правда, только готовы ли мы сами к такому воспитанию, в том числе готовы ли сами женщины принять трудные нормы мужского воспитания, воспитания по-мужски?

Основные отличия мужского и женского воспитания см.→, а также смотри статьи Мужчины, Мужчины, МУЖЧИНЫ, Как воспитать мужчину. Статья, сайт Настоящие мужчины и Воспитание мальчика

  • Настоящий мужчина
  • Воспитание мальчика
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Воспитание детей
  • Психология мужчин

Комментарии (36):

Гость, 14 июня 2012 г. в 16:40
Здесь надо помнить, что законы придуманы для управления стадом. А настоящий мужчина выше стада. Он ведь не баран?
1 ответ
Гость, 11 апреля 2014 г. в 00:28
В любом стаде есть вожак. Но не быть вожаком не означает не быть мужчиной.
1 ответ
Гость, 06 марта 2018 г. в 17:39

Быть выше стада не означает быть вожаком. Выше можно быть и морально, находясь в стороне от стада, не будучи никак причастным к нему никаким боком.

1 ответ
Гость, 09 апреля 2019 г. в 19:42

Балбесы. Жизнь проста, если разделить ее на категории: кто в стаде, а кто нет. Нельзя жить законами стада. Настоящий мужчина прежде всего должен состоятся для себя, пройдя огонь, воду и медные трубы. Он может быть вне стада баранов, он может быть волком, он может быть пастухом. НО он должен решать это сам.

1 ответ
Гость, 10 мая 2019 г. в 00:56

Вот так и есть. Совершенно точно!

Гость, 16 июля 2012 г. в 23:55
Полезная статья, спасибо! И заметьте, разговор о драке как о мужском развлечении - это не призыв так себя вести, а констатация спорных элементов современного понятия НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА". Умение бесконфликтно ладить конструктивнее и эффективнее, это кстати в восточных единоборствах правило номер один - разрешить ситуацию без драки, ну а если никак, тогда уж..
Гость, 04 марта 2014 г. в 22:43
Пособие как взрастить неврозы ?
1 ответ
Гость, 11 апреля 2014 г. в 00:30
Признаюсь, и мне приходила в голову подобная мысль в процессе чтения.
2 ответа
Козлов Николай Иванович, 10 мая 2017 г. в 06:21
Неврозы возникают не у тех мальчиков, из которых настоящие мужчины растят настоящих мужчин, а у тех, кого такими не воспитали и кто к вызовам жизни оказался не готов. Встречали таких?
Гость, 10 мая 2019 г. в 00:57

и мне )))

Гость, 16 июня 2014 г. в 15:56
Не могу согласиться, что мужчина живет разумом, а не чувствами и эмоциями — все великие люди ЛЮБИЛИ то, что они делают, а не делали это из сухого расчета и "разума". ЛЮБИМОЕ дело им давала огромное количество ЭНЕРГИИ — где тут "разум"??? Надо быть сумасшедшим, чтобы идти через огромный труд только ради сухого расчета и "мужской логики"...
1 ответ
Козлов Николай Иванович, 10 мая 2017 г. в 06:09
Конечно, все великие люди любили. И настоящие мужчины - любят. Но любовь мужчины - это не эмоции, а выбор, обязательство и посвящение. Вам это знакомо?
Гость, 08 сентября 2014 г. в 00:10
Текст писала женщина-диванно-клавиатурный психолог.
1 ответ
Н.И. Козлов, 08 сентября 2014 г. в 23:04
Текст писал я: отец, бизнесмен и практик. Жизненный опыт- уже 57 лет. Что вы имели в виду?
2 ответа
Дмитрий, 31 октября 2015 г. в 12:32
Мужские развлечения - подраться и что-нибудь захватить?! ИМХО конфликтность - патология, быть может лёгкая.
Гость, 25 мая 2017 г. в 11:38

А вы Николай или Никита?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 25 мая 2017 г. в 13:07

Николай Иванович Козлов.

Валерия А., 12 декабря 2014 г. в 16:12
Господа, не надо ссориться. Следует учитывать, что Н. Козлов - человек очень решительный, прямолинейный и деятельный, и это его личные взгляды. Берите все, что интересно, и не психуйте.
Денис , 28 декабря 2014 г. в 20:04
В первую очередь мы Человеки, которые разделены по половому признаку. Я это к тому, то что написано в этой статье подходит и мужскому, и женскому полу, т.е Человеку. Отсюда вывод, у Вас должна появиться статья "настоящий Человек", а подразделами этой статьи должны быть статьи "настоящий МУЖЧИНА" и "настоящая ЖЕНЩИНА" и может еще какие-то статьи показывающие, кем еще может быть Человек. Все же я думаю, Человеку решать кем ему быть внешне и внутренне: ЖЕНЩИНОЙ, МУЖЧИНОЙ или еще кем-то. То что внешняя среда на решения может влиять, я не оспариваю.
Александр, 12 января 2015 г. в 01:11
Люди прежде всего люди, и воспитывать нужно человека, а не мужчину или женщину. И в процессе воспитания надо поменьше обращать внимание на половые признаки. Любой человек должен быть развитый и порядочный. А если по каким-либо причинам мужчина слабый, нельзя автоматически его презирать, считать плохим и вообще не мужчиной и не человеком. И терпеть не могу деление мужчин на настоящих и игрушечных!
1 ответ
Гость, 29 октября 2019 г. в 06:19

"И терпеть не могу деление мужчин на настоящих и игрушечных!" Афористично получилось ))

Гость, 16 января 2015 г. в 15:48
"Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но - зачем?" Правильно, зачем? Девочек ведь изначально ущербными воспитать стараются и забить. Если всех так воспитывать - кто командовать-то будет?!!!
1 ответ
Козлов Николай Иванович, 10 мая 2017 г. в 06:11
Это немного другая тема, да? Как правильно воспитывать девочку - в другой статье.
1 ответ
Гость, 19 января 2018 г. в 07:19

Николай Иванович, я с вами полностью согласна. Я мама троих детей, двое из которых мальчики. В силу сложившихся обстоятельств, старшего сына помогал мне воспитывать мой папа(дедушка) и личным примером, и наставлениями, и к моему великому счастью из сына вырос мужчина. А вот младшему внимания деда досталось минимум, а его папе было недосуг воспитывать сына...и мне страшно становится за него. Конечно ему всего (или уже) 15 лет, но не думаю что из него вырос настоящий мужчина...Что касается дочери, то это совсем другое. В наше время из девочек растят непонятно что, забывая о истинном предназначении женщины. Мне за свою дочь стыдно не бывает, т.к. еще в школе она умела готовить, стирать, убирать. И сейчас она учится в медицинском университете, работает и дом у нее в порядке и муж сытый и чистый и за себя она постоять умеет. И не о какой ущербности и забитости речи нет.

Гость, 13 мая 2018 г. в 20:32

Ни как не могу постичь смысл слова путь. Это то же что и дело, и если да то можно ли его менять. Т.е на одном отрезке жизни один путь , на другом второй, на третем третий ? И не уж то без пути ни как ? Растолкуй те пожалуйста !

1 ответ
Гость, 10 декабря 2018 г. в 15:22

Суровая правда жизни. Но дело не в том, что мне не понравилась ответственность. А дело в том, что своя территория действительно должна быть, но вот некоторые отвоевывают ее по уму - не выгоняя других. Другие же наоборот считают, что обрести место под солнцем можно только убив врага. В таком случае американцы правильно делали, что убивали индейцев. Они не просто сильнее их, они умнее их. Потому что создали оружие и алкоголь. Потому сильный мужчина в виде Америки идет дальше.

Гость, 08 января 2019 г. в 23:39

Здравствуйте, Николай Иванович! Очень волнует вопрос: у женщины есть шанс воспитать сына настоящим мужчиной? Как не сместить акценты мальчика о том: какой должна быть женщина? Можно всему учить, и поддерживать вызовом и маме, но тогда получится, что ребёнок в будущем может думать, что женщина - это не что-то утончённое и хрупкое, что надо оберегать, защищать, а что-то суровое и безпринципное. Извините, не получается правильно выразить свою мысль, но очень волнует, есть ли у мамы шанс выпасть мужчину и при этом остаться женщиной. С уважением, Мария.

2 ответа
Домников Андрей, 12 января 2019 г. в 13:30

Здравствуйте, Мария! Николай Иванович попросил меня дать ответ. Соглашусь, что ребенку очень важно видеть перед собой пример общения мужчины и женщины. И, как Вы справедливо заметили, для ребенка (как для мальчика, так и для девочки) важно сформировать для себя образ как мужчины, так и женщины. Образ женщины Вы описали. А как насчёт образа “настоящего мужчины”? Разные люди вкладывают разный смысл в это понятие. Предположу, что Вы назовете набор качеств, который Вы хотите видеть в мужчине. Возможно, среди них будут такие, которые определяют отношение мужчины к женщинам, к семье, к детям, к родителям, к Делу и т.п. Как можно показать такое отношение? Наверное, можно объяснить словами, но лучший способ - это личный пример. В этом смысле, “настоящий мужчина” рядом с мальчиком, который видит в нем авторитет - это лучший способ воспитать “настоящего мужчину”. И это не обязательно должен быть родной отец. Это могут быть разные мужчины. Учитель в школе, тренер по какому-либо виду спорта, кто-то из родных и пр. Главное, чтобы ребенок видел в этом человеке авторитет и видел его пример, как он поступает. В вашем окружении есть такие мужчины, которые могут служить примером для мальчика? Если да, то подумайте, что можно сделать, чтобы они чаще проводили время вместе? Если нет, то подумайте, где можно найти таких мужчин? Далеко не последнюю роль в воспитании мужчины играете Вы и Ваше отношение к мужчинам, которых вы сочтете “настоящими”, поскольку именно благодаря Вашему уважительному отношению к таким мужчинам мальчик не только заинтересуется таким образцом, но и усвоит, какое поведение женщины по отношению к нему самому в будущем считать приемлемым. За более конкретными рекомендациями Вы можете обратится к психологу АПСП, отправив запрос на почту [email protected]

С Уважением, Домников Андрей Консультант АПСП

1 ответ
Гость, 08 марта 2019 г. в 23:41

Если Ваш мальчик будет знать, что для Вас он - помощник и опора, а не мягкая игрушка; если он будет нести пакет с продуктами, а не Вы; если в транспорте Вы не побежите разгонять старушек, чтобы драгоценный Петя смог сесть, в то время как Вы сами будете висеть над ним, цепляясь за поручни, - то Вы вырастите мужчину. Без всяких посторонних примеров. Но, наверное, прежде всего, Вы вырастите Человека.

Гость, 22 марта 2020 г. в 17:09

"Настоящий мужчина" - это тоже самое, что настоящий человек. Соберите свои предрассудки в карман и не показывайте никому. А сына любите, кормите и учите наукам. Добра.

Гость, 02 апреля 2019 г. в 17:05

Я полностью согласна с автором. Воспитание мальчика только отцом... если он им стал, а не остался тоже мальчиком, который в сыне видет соперника.

Гость, 29 апреля 2019 г. в 18:04

Выходит, по-Вашему, что «настоящий мужчина» все свои эмоции должен держать в себе? Этот гендерный стереотип берёт своё начало ещё от родовой общины, в которой все гендерные роли были изначально предопределены: если ты мужчина, ты автоматически — охотник и воин, а если женщина, то — собирательница и домохозяйка. От мужчин тогда зависело выживание всей общины: мужчина должен был приносить в пещеру мамонта и оборонять свой род от чужих набегов, либо самому совершать набеги на другие общины, чтобы завладеть теми или иными трофеями. И если мужчина открыто демонстрировал свои эмоции, это вселяло его соплеменникам неуверенность в собственной безопасности. Но если первобытный мужчина все свои накопившиеся эмоции мог выплёскивать на охоте и в бою, то куда выплёскивать эти эмоции современному мужчине, которому не приходится каждый день охотиться и воевать? Правильно, эти эмоции постепенно накапливаются и в один не очень прекрасный день они обязательно проявятся на физическом уровне — в виде рака, инфаркта, инсульта и прочих смертельно опасных болезней. А потом мы удивляемся, почему мужчины живут у нас намного меньше, чем женщины. Пора уже отбросить этот первобытный анахронизм на свалку.

1 ответ
Гость, 16 мая 2019 г. в 01:59

У каждого свои тараканы))

Гость, 16 мая 2019 г. в 02:07

Я тут решил загуглить: кто же такой настоящий мужчина. И честно говоря с каждым словом соглашусь, потому что считаю, что мне всего этого не достаёт) "никакое существо, возможно воспитанное, но без воли и мужской решительности, способное чувствовать, но плохо умеющее ставить цели и действовать" - вот это про меня. "Мужчина чувствует себя состоявшимся и способен сосредоточиться на отношениях с женщиной, если он разобрался в трех самых важных для него вопросах: кто он, чем занимается и сколько зарабатывает". Я не знаю кто я и чем хочу заниматься, и отношения с женщинами не ладятся, хотя вроде бы как джентльмен. Но походу они чувствуют, видят насквозь, что я не знаю чего хочу, почему и зачем, и что делать дальше.

Гость, 14 августа 2020 г. в 22:31

"Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться". Спешу разочаровать - меня стоило воспитывать как настоящего мужчину. Я девушка. И я такая дааааалеко не одна, а то, что вы описали, отношения к "изначальной разнице" не имеет - это как раз называется гендерная социализация. Изначальная разница тоже есть, только вот в другом заключается... А что касается этой статьи, с первого абзаца видно, что автор не особенно заморачивался и просто взял стереотипы. А где источники? Или это рассказ на заданную тему, ИМХО автора.

Гость, 21 сентября 2022 г. в 16:21

Неправда! Нам очень даже хватает воспитания! Это некоторым капризным женщинам и мужинам не хватает воспитания. Можно иногда и проявить эмоции. Да и плачут все. В том числе и мужчины. И нет такого понятия, как настоящий мужчина. Мы все люди и все одинаковые и не надо между полами строить стену!

Материалы по теме:

Картинка к "«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям"
12 мая 2014 г.
Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.
40Подробнее →
Картинка к "Воспитание дворян и аристократов"
25 мар. 2020 г.
Жизнь дворян была похожа на строгий ритуал, для качественного исполнения которого требовалось воспитание с детства.
Картинка к "Идеальный мужчина"
14 июн. 2020 г.
Какими качествами должен, по-вашему, обладать мужчина, чтобы он был образцом для самых умных и достойных женщин?
Картинка к "Как подростка превращать в мужчину"
16 мар. 2015 г.
Я понял, что можно воспитывать сына без запретов и наказаний, главное передавать желаемую свободу подростку вместе с ответственностью.
Картинка к "Мужчины"
01 окт. 2022 г.
Мужчина — биологический тип и социальная роль. Главная задача и жизненная стратегия мужчины — победить других, захватить территорию (создать собственный мир) и повысить собственный статус. 
Картинка к "Мужские ценности, обязанности мужчины"
05 мар. 2018 г.
Настоящий мужчина умеет подчинять себя и умеет подчинять других, и это не просто умения, а его ценности и его обязанности.
Картинка к "Мужское и женское воспитание"
01 янв. 2012 г.
У мужчин и женщин — своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитанию.
Картинка к "Ощущение себя мужчиной (И.В. Латыпов)"
16 июл. 2014 г.
Большую часть своей жизни я пытался доказать самому себе то, что я — мужчина. Нет, физически все было на месте, однако какое-то постоянное сомнение не давало мне покоя. В голове засело то, что мама вбивала в нее с детства: «Девочек нельзя обижать!». Я старался. Но на практике «девочек нельзя обижать» превратилось в «девочкам всегда нужно уступать».
Картинка к "Воспитание мальчика"
01 мар. 2016 г.
Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но - зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.
Картинка к "Воспитание в императорской семье"
13 июн. 2014 г.
Воспоминания Великого князя Александра Михайловича о своем детстве. 
Картинка к "Языки уважения. Как любить настоящих мужчин?"
18 февр. 2014 г.
Женщинам важнее чувствовать любовь, а мужчинам важнее уважение. 
Картинка к "Единственный учитель для умного мужчины — это он сам"
07 июн. 2023 г.
Любимый мужчина за едой регулярно просматривает свой телефон. У жены вопрос: а это правильно? Да, ему клиенты много пишут, ему нужно отвечать оперативно — но за едой должно быть наше общение, верно? Нужно ли ему объяснить, что это нехорошо?