Психотерапия и Психология развития

01 января 2000 г. в 12:05

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

В психологической практике психотерапевтическая, консультативная, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно.

Психодрама, например — не обязательно психотерапия. Это может быть и обучающий тренинг, все зависит от позиции клиента и задач психолога.

Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:

  • или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности (»Это для больных!»),
  • или он сам на некоторое время станет больным. Такое бывает тоже… См.

Как определить, как работает данный специалист или какова направленность данной группы? Полезно:

  • обратить на стиль работы (как работает данный специалист),
  • посмотреть на преобладающий контингент, а также
  • поговорить со специалистом (или почитать его статьи), чтобы понять его видение и философию.

Словарь и формулировки

Так психотерапевты видят своего клиента с эмоциональными блоками.
Так психотерапевты видят своего клиента с эмоциональными блоками.

Можно выделить маячки (признаки), которые помогают определить, данный психолог (данное направление) занимается по своему стилю преимущественно психотерапевтической работой или развитием личности.

Субъективные ярлычки психотерапевтической работы — употребляются слова и понятия: «душевная боль», «прикоснуться к ране», «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», «нужна помощь», «осторожность, бережность», «избавиться», «принятие».

Субъективные ярлычки образовательной и развивающей работы (работы с людьми, как со здоровыми): используются формулировки «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». Более подробно см.

Преоблагающий контингент

К психотерапевтам обычно идут люди, испытывающие жизненные и душевные трудности, нуждающиеся в психотерапии. Напротив, на тренингах развития личности чаще собираются люди, ищущие когда новое дружеское окружение, когда новые жизненные перспективы, в любом случае это обычно более душевно здоровые люди. Соответственно, составив впечатление о контингенте, можно говорить и о характере работы данного специалиста или направления.

Работа с людьми, для которых характерно негативное мышление, много переживаний, фиксация на себе, страхи, напряжение — работа с такими людьми скорее психотерапевтическая.

Если людям присуще скорее позитивное мышление, деятельное отношение к жизни, обращенность вовне к людям, видение возможностей, раскрепощенность — здесь работа скорее на развитие.

Видение психотерапевта и видение психолога развития

Если воспользоваться метафорой, для психотерапевта мир обычно большой и сильный, а человек (по крайней мере пришедший к нему на прием) относительно мира — поменьше и послабее. В видении психолога, занимающегося развитием, Человек большой и сильный, а Мир — это его мастерская, в котором он может сделать много замечательного и с собой, и с окружающими, и с миром вокруг. Для психолога развития здоровые люди — есть. Для психотерапевта видимость душевного здоровья — это скорее фасад, за которым всегда обнаруживаются болезненные процессы под невротическим панцирем. В целом, для авторского подхода, присущего психологии развития, обычно характерно:

  • Обращение к клиенту, как к Автору, а не к Жертве.
  • Опора на характерную для психологии развития триаду: Позитив — Конструктив — Ответственность.
  • Ориентация в большей степени на Результат, а не на Процесс.
  • Направленность в будущее: «Зачем», а не «Почему».
  • Концентрация на Задачах, а не на Проблемах.
  • Клиент — Личность с целями, а не Организм с потребностями.

Смотри пример психологического анализа статьи В.Л. Леви «Свечение, оно же Излучение», где выделяются темы и обороты, характерные для психолотерапевтического подхода.

Принять или бороться?

Мудрость правильного выбора — бороться там, где есть шанс трудности преодолеть, и принять то, с чем справиться мы сегодня не в силах. См.

  • Виды тренингов
  • Психология развития
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Принять или бороться"
01 окт. 2022 г.
Одно из самых мудрых стихотворений, говорящих о разнице психотерапевтического и развивающего подхода, звучит таким образом...
0Подробнее →
Картинка к "Психотерапевтическая установка"
01 янв. 2006 г.
Психотерапевтическая установка - установка, характерная для психотерапии и превращающая взаимодействие с человеком в психотерапию. Какие черты этой установки? Психотерапевтическая установка видит в человеке того, кого нужно лечить, а не учить, оберегать, а не напрягать, кто нуждается в помощи и защите, кому нужно освободиться от проблем. Негативизм, нагнетание страхов, описание трудностей, неверие в возможности человека справиться с трудностями своими силами и предложение "облегчить ношу" - все это черты психотерапетической установки.
Картинка к "Трудности развития психологии развития"
01 янв. 2010 г.
Психология развития как направление в практической психологии - подход молодой, и можно отметить некоторые трудные моменты становления этого направления. Заметим, что эти трудности во многом напоминают аналогичные проблемы больной психотерапии. Неадекватность в применении психологии развития.
Картинка к "Вам консультацию или психотерапию?"
01 янв. 2008 г.
Психологическое консультирование категорически неправильно сводить к психотерапии. 
Картинка к "Здоровая и больная психотерапия"
01 янв. 2001 г.
Здоровая психотерапия оказывает человеку ситуативную душевную помощь и поддержку, одновременно заботясь об увеличении душевного здоровья человека в перспективе.
Картинка к "Здоровая психология и психотерапия: различающие признаки"
01 янв. 2010 г.
При кажущемся чётком разделении между здоровой психологией и психотерапией нет чётких границ, но существует множество признаков, в совокупности помогающих понять, происходит ли в данном случае психотерапия или идёт обычная психологическая практика.