Автор: Н.И. Козлов

Российский менталитет

Фильм "Мелюзга"

Что такое - русская душа?
скачать видео

Фильм "А.С. Кончаловский"

На сколько веков мы отстали?
скачать видео

Российский менталитет - это преобладающие у россиян схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне - не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше - мы обязаны их знать. Если у нас народ спивается целыми деревнями и нравственное состояние современного российского общества оценивается как моральная деградация, любовь к России будет в том, чтобы, видя все это, ставить конкретные задачи повышения российской культуры.

Сегодня нравственность России в глубоком упадке, но это характеристика не российского менталитета вообще, а того конкретного состояния, куда Россия упала в 90-е годы XX века.

А.В. Юревич пишет: "Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему "травмировано хаосом"". "Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории".

Из этой ямы давно пора вылезать, и именно для этого давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

Соборность, примат общего над личным: "мы все свои", у нас все общее и "а что люди скажут". Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности (privacy) и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» - соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также - помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа. Здесь же - неприятие «стукачей»

Стремление жить по правде. Термин "правда", часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения "судить право" или "судить в правду", то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

Для русских людей личные и дружеские отношения важнее законов и правил​​​​​​​: другу мы готовы простить то, что никогда не простим постороннему.

В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность.

В российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то "американское". Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями "от сердца", на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности" умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать "зачем" он делает то или иное. Комментарий к этой статье: "Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны".

Мы ответили на этот комментарий так: "Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, "без головы"? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях - в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример".

Российское - не любовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение - и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

Определенный негативизм. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: "Sorry", извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны - более негативные, тут можно услышать и "Ну ты, куда смотришь?", и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет - требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. «Дежурная улыбка» имеет негативную коннотацию. Исследователи называют это «феноменом бытовой неулыбчивости». «Улыбка обслуживающего персонала при исполнении служебных обязанностей в России отсутствовала всегда - приказчики, продавцы, официанты, слуги были вежливы, предупредительны, но не улыбались.» «В русском языке есть уникальная поговорка, отсутствующая в других языках «Смех без причины - признак дурачины». Логику этой поговорки не могут понять люди с западным мышлением».

Можно только обратиться за помощью - тут скорее всего помогут. Нормально попрошайничать - и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение - то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим - если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается - лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность - это когда матом! Вот тогда - человеку веришь!

Любовь к спорам. «В русском общении (источник: Книга "Русские: особенности национального общения". Авторы Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин) традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам - яркая черта русского коммуникативного поведения». «Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы». При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: "Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь". При этом его личная позиция - безответственная: "Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду". Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия. «Источник добра в русской ментальности – община, сегодня – это близкие и друзья (Gemeinschaft), а зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее – барина, городового и т. п.); способ действий – «всё образуется», а торжество добра мы мыслим несомненным, но… в будущем («не мы, так наши дети…»)», – пишут социологи.

Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия - это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

Фильм "Леня Голубков"

Вечная любовь к халяве
скачать видео

Иван-Дурак, лежащий на печи - любимый герой русских народных сказок.
Иван-Дурак, лежащий на печи - любимый герой русских народных сказок.

Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип - "не украдешь - не проживешь". Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту - сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения - нехорошо, как-то мелочно, нужно - "прощать!", а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным - тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром. Характерная черта российского менталитета - любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы - западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

Интересное исследование "Чему учит сказка.docx" (о российской ментальности), автор Н.В. Латова, аспирантка ИС РАН.

Забота о здоровье ценностью не является, спорт - странно, болеть - нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. "Как же он без меня?" - отсюда созависимость как норма жизни.

Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. Чувство жалости уже не работает, а понимания благотворительности в российском менталитете сегодня нет. Сейчас мы находимся на​ 123-м месте в мире из 135-ти изученных стран в рейтинге благотворительности, и ни одна из стран бывшего Советского Союза не находится ниже нас в этом рейтинге. 76% населения нашей страны не жертвовали никому никогда и даже не задумывались об этом. Социальная ответственность компании, то есть занимается конкретная компания благотворительностью или нет, для россиян не важна, а к тем, кто все-таки занимаются благотворительностью, окружающие смотрят с недоверием: 40% убеждены, что благотворительность делается ради рекламы, осуждают тех, кто рассказывает о своей благотворительной деятельности и настаивают, что благотворительность должны происходить только тайно. С другой стороны, последние годы сборы на благотворительность серьезно растут (до 50% в год), но преимущественно за счет среднего бизнеса.

Тотальный негативизм россиян, их взаимное недоверие и привычка "жить чувством" - похоже, одни из самых проблемных черт российского менталитета. А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны, в том числе собственными усилиями создав полностью некоммерческий портал Психологос - самый популярный психологический портал России. На Психологосе врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну. Как нам позицию Жертвы менять на позицию Автора, чтобы, не ссылаясь на обстоятельства, каждому брать ответственность за свою жизнь; как учить себя порядку и дисциплине, уважению к собственности и просто чужому мнению, как прекратить пить и начать заботиться о своем здоровье, как внутреннюю тоску менять на внутреннее Солнышко и искреннюю улыбку... Справимся, друзья?


  1. Русские: коммуникативное поведение. Ю.Е. Прохоров, И.А.Стернин. Москва, Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2006
  2. Нравственное состояние современного российского общества. Член-корр. РАН А.В. Юревич. Скачать статью полностью.
  3. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).


Статьи по теме:
Нравственное состояние современного российского общества
Нравственное состояние современного российского общества

На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный...

12
Особенности российской культуры
Особенности российской культуры

Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами извес...

0
Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях
Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях

В философско-антропологических учениях человек рассматривается, как правило, отвлеченно от какого-ли...

1
Сравнение российского и западного менталитета
Сравнение российского и западного менталитета

Западные социсследования показывают, что по менталитету россияне похожи на северо-европейцев. Однако...

10
Категории: