Список психологических защит невротического плана


Три основные разновидности психологических защит - это защиты разумные, проблемные и невротические. Когда вы прекращаете общение с грубым собеседником, это разумная защита своей психики. Когда ребенок разбил чашку и начинает несчастный плач, играя на мамином чувстве жалости, он осваивает игру Несчастная Жертва: это проблемная защита. Однако в психологической (точнее, психотерапевтической) среде основное внимание уделяется невротическим защитам. Список подобных защит включает много десятков названий и у каждого исследователя разные: похоже, что составлять подробные списки психологических защит можно так же бесконечно и бессмысленно, как составлять список всех способов детского вранья.

Видите ли, дети и невротики - творческие существа, и каждый день они могут изобретать новые способы...

Самые распространенные виды психологических защит единым списком:

  • Возмещение - искупление и таким образом нейтрализация аморальных желаний и поступков.
  • Вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными.
  • Дефлексия (отклонение) - неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.
  • Замещение (смещение) - удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.
  • Идентификация - повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.
  • Интроекция - включение в структуру эго внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.
  • Интеллектуализация - пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.
  • Компенсация - прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.
  • Отрицание - не вижу то, что видят все. Обычно речь идет о личных особенностях себя или значимых людей.
  • Смещение - разрядка подавляемых чувств, как правило чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Если начальник поссорился с женой, то он весь день вымещает злость на своих подчиненных.
  • Подавление - отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их.
  • Проекция - проекция собственных характеристик на других. Возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных​ качеств и побуждений. Механизм проекции наиболее часто используется психологами и лежит в основе теста Роршаха, теста ТАТ и других проективных тестов, позволяющих исследовать подсознание.
  • Разрядка - снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности.
  • Рационализация - попытки доказать (с целью самоутверждения), что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.
  • Реактивные образования - предотвращение выражения неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. Похоже на гиперконпенсацию.
  • Регрессия - возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.
  • Репрессия - недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.
  • Ретрофлексия - проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде: бъет себя по руке или пинает стул, вместо того, чтобы ударить кого-то. Высшая форма ретрофлексии - самоубийство.
  • Слияние (конфлюэнция) - избегание соприкосновения с окружающей средой. Человек полностью растворяется в окружающей среде, отказывается от какой-либо жизни вообще, от собственной индивидуальности, лишь бы не возникало конфликтов. В речи - устойчивое употребление местоимения «мы».
  • Сочувствие - стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.
  • Сублимация - удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах.
  • Фантазия - удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.
  • Формирование реакций - предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец или другой член семьи был алкоголиком.
  • Эмоциональная изоляция - замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 27 апреля 2012 17:21:25

Хотелось бы пример из жизни к каждому приведенному типа психологической защиты. А то порой не всегда понятно о чём речь. - Ответ от редакции: Просим понимания, просто не успеваем, объем работы превышает любые разумные пределы.

Гость 2 октября 2014 03:20:18

Непонятно...

Гость 28 октября 2016 14:49:05

Хотелось бы узнать о причинах эмоциональной изоляции у детей дошкольного возраста. С уважением, Елена.

Развитие темы

Самые популярные материалы